Налогоплательщики вправе знать, как и на что тратят их деньги, получая информацию от госорганов
В Алматы прошел обучающий тренинг «Эффективные механизмы и гарантии подотчетности и прозрачности государственного управления в Республике Казахстан», сообщает Zakon.kz.
Представителям государственных органов, неправительственных организаций, членам общественных советов и разъяснили основные положения законов «О доступе к информации» и «Об общественных советах».
В частности, отмечалось, что законы действуют уже полгода, но практически не выполняются, так как ни сотрудники госорганов, ни население их не знают и ими не пользуются. Между тем, как отметила координатор программ Центра исследования правовой политики Ольга Мирошниченко, закон о доступе к информации обоюдополезен как для государства, так и для общества, и каждого из нас.
Она напомнила, что закон о доступе к информации был принят в ноябре 2015 года для того, чтобы знать, как работают три ветви власти - исполнительная, законодательная и судебная.
«Налогоплательщики вправе знать, как и на что тратят их деньги, путем получения информации от государственных учреждений и предприятий, коммерческих предприятий, субъектов квазигосударственного сектора, предприятий, занимающих монопольное и доминирующее положение на рынке товаров и услуг», - рассказала координатор программ.
Закон распространяется на всех граждан - журналистов, юристов, экологов, представителей НПО и рядовых жителей городов и сел, которые могут узнать о положенных им льготах, компенсациях, выделении земельных участков, о тарифах на коммунальные услуги, о детских пособиях и т.д.
При этом предусмотрено несколько видов обращений: предложения, запросы, жалобы, заявления, отклики.
«Максимально раскрывая информацию о своей деятельности и о том, как тратятся бюджетные средства, государство начинает экономить, неэффективные сделки, заведомо коррупционные схемы, несправедливые результаты государственных закупок - все это теперь может быть доступно обществу, журналистам, гражданским активистам, блогерам, - пояснила она. - Выявленные о нарушениях будут заставлять государство более тщательно подходить к вопросу расходования бюджетных средств, задумываться об эффективности их использования, максимальной открытости, а также подотчетности деятельности тех, кто бюджетные средства получает».
Она отметила, что общество получает великолепный инструмент для воздействия на государственный аппарат, перестает быть пассивным. Закон направлен на усиление взаимодействия государства с обществом, на усиление роли общества в решении государственных вопросов.
«Не только активисты, журналисты и СМИ получат выгоду от деятельности этого закона, любой гражданин вправе запросить информацию, которая касается его лично, его семьи, доходов и расходов. Несомненно, принятие этого закона будет помогать прогрессивному развитию страны, проведению экономических реформ и становлению активного гражданского общества, - сказала О.Мирошниченко.
Что касается общественных советов, то, по ее словам, их существование и деятельность будет отвечать интересам общественности только в том случае, если эта общественность будет получать дополнительную пользу от деятельности этих советов.
«Они должны быть своеобразным мостом общественности, через который при непосредственной близости власти и непосредственный контакт с ней можно обеспечить более конструктивно решение неотложных вопросов социального управления», - заключила она.
В свою очередь советник по политическим вопросам Офиса программ ОБСЕ в Астане Колин Маккалоу отметил, что Офис ОБСЕ содействовал проведению юридической экспертизы обоих законопроектов и их разработке.
«Принятие этих законов отвечает задачам, стоящим перед Казахстаном, в том числе в контексте повышения эффективности и результативности борьбы с коррупцией. Государственные призваны обеспечивать эффективную имплементацию данного законодательства, чтобы все нормы и процедуры осуществлялись на практике. Закон о доступе к информации не может работать только на предоставление возможности каждому гражданину запросить нужную ему информацию. Это важный компонент законодательства, но не единственный», - подчеркнул К.Маккалоу.
По его словам, важно, чтобы органы власти сами предпринимали активные меры для распространения сведений о своей деятельности, тогда гражданам не нужно будет каждый раз отправлять запросы.
«Тем более они (граждане) не всегда знают, какая информация есть у государственного органа, и не знают, какие именно сведения следует запросить. Отсюда ключевой задачей закона о доступе к информации не столько обеспечение возможности для граждан получить те или иные данные, а гарантирование законом максимальной открытости госорганов и регулярного информирования ими населения о своей деятельности и принятых решениях», - пояснил советник.
При этом он отметил, что казахстанский закон полностью учитывает этот ключевой принцип, но в этом также содержится определенная сложность для его выполнения органами власти.
«Понимая эти трудности, наш офис и инициировал проведение обучающих семинаров для госслужащих и представителей гражданского общества и СМИ, - сказал он.
Советник Офиса ОБСЕ полагает, что в долгосрочном плане реализация этих законов будет способствовать повышению эффективности деятельности госорганов, укреплению безопасности страны, улучшению внутриполитического и экономического климата, что в целом ведет к укреплению демократии и обеспечению эффективного государственного управления.
Затем юрист «Интерньюс-Казахстан» Ольга Диденко, принимавшая непосредственное участие в разработке закона подробно рассказала участникам тренинга о внедрении его механизмов и процедурах доступа к информации, об основных положениях закона, правах и обязанностях обладателей информации, а также о практических аспектах реализации закона о доступе к информации.
Она отметила, что государственные органы должны быть максимально открытыми и транспарентными для общества, оперативно публиковать свою информацию и предоставлять ее в СМИ. Они также должны соблюдать сроки предоставления информации - 15 дней для запросов и бесперебойную работу своих интернет ресурсов.
По словам О.Диденко, доступ к информации может быть ограничен в некоторых случаях, к примеру, на время проведения проверок, до принятия окончательного решения, для секретной и служебной информации. Во всех остальных случаях она должна предоставляться беспрекословно.
Для контроля за реализацией данного закона создана специальная комиссия, но сейчас она находится в стадии реорганизации в связи с созданием в стране нового Министерства - информации и коммуникаций, которое и будет проводить эту работу.
Аналитик АО «Национальным информационные технологии» рассказала участникам семинара о том, как работает портал «Электронное правительство», на котором непосредственно рамещается информация о работе госорганов. В частности, публикуются бюджеты, нормативные правовые акты, размещены блог-платформы руководителей госорганов и многое другое.
Лариса Черненко