Как новый Экологический кодекс может отразиться на занятости населения
Новый Экологический кодекс в борьбе за экологию способен негативно повлиять как на экономику Казахстана в целом, так и на занятость населения в частности, передает zakon.kz.
Министерство экологии в целях повышения эффективности госполитики в сфере охраны окружающей среды разработало проект Экологического кодекса. Кабмин уже утвердил его проект и внес на рассмотрение в парламент. Однако как выяснилось, документ оказался сырым и требует серьезной доработки.
Намерение улучшить экологию безусловно правильное. Вопрос заключается в том, как сделать так, чтобы и окружающая среда стала лучше, и экономика не пострадала. Особенно сейчас, когда в мире развивается новый экономический кризис.
Как показывает международный опыт, эффективным способом улучшить экологию является ужесточение госполитики в этой сфере, но только вместе с предоставлением предприятиям экономических стимулов по внедрению наилучших доступных технологий (НДТ), снижающих вредные выбросы. Объясняется это тем, что стоимость подобных проектов очень высока и бизнесу без поддержки государства их не осилить.
В Казахстане новым Экокодексом в целях снижения выбросов вредных веществ для предприятий предусмотрен постоянный рост размеров экологических платежей, штрафов, усиление контроля и т.д. При этом экономические стимулы для «зеленой» модернизации там слабо представлены. Иначе говоря, документ носит больше репрессивный характер.
Основная причина плохой экологии в Казахстане — это использование нашими предприятиями старых технологий. Однако вопросы привлечения и стимулирования инвестиции в новом проекте Экокодекса не нашли свое отражение, - считает сопредседатель Казахстанской электроэнергетической ассоциации Даулет Ахметов.
Единственным существенным экономическим стимулом в Экокодексе является освобождение предприятий, внедривших НДТ, от платы за эмиссии. Только возможным это станет после 2025 года, то есть до этого времени можно забыть про модернизацию заводов-загрязнителей с применением наилучших доступных технологий.
Предприятия не смогут одновременно осилить и внедрение НДТ, и при этом еще осуществлять огромные экологические платежи. Для реализации таких «зеленых» проектов в рамках всего Казахстана требуются десятки миллиардов долларов США.
В этом вопросе одним лишь освобождением от экоплатежей здесь не обойтись. Необходимы комплексные меры. Помимо обнуления ставки за эмиссии нужны налоговые послабления для реализации проектов по внедрению НДТ, льготное кредитование, снижение таможенных пошлин на ввоз «зеленого» оборудования и многое другое.
Исполнительный директор Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Казахстана Николай Радостовец отмечает, что «внедрение достаточно дорогих проектов по НДТ без поддержки государства приведет к удорожанию производимой продукции и снижению ее конкурентоспособности на мировых рынках».
Соответственно это может привести к сокращению производств, что в конечном итоге выльется в массовые увольнения сотрудников. Учитывая, что фундаментом экономики Казахстана являются нефтегазовая и металлургические сферы, то если они пострадают, сработает принцип домино. Снизятся налоговые и другие обязательные платежи в бюджет, который придется оптимизировать или проще говоря, сокращать расходы, в том числе и социальные. Упадет деловая активность в стране, пострадает малый и средний бизнес, который также будет вынужден сокращать персонал и т.д. Добавьте ко всему этому еще и глобальный кризис, когда спрос и цены на наши основные экспортные товары обвалились, и тогда ситуация будет еще хуже.
Представители бизнеса еще на стадии обсуждения проекта нового Экокодекса говорили Минэкологии о необходимости включения экономических стимулов для внедрения НДТ. Вместе с тем, разработчик документа не смог или не захотел решать этот вопрос с Миннацэкономики и Минфином, от которых и зависит предоставление этих самых экономических стимулов.
Так, по словам гендиректора ассоциации Kazenergy Болата Акчулакова, нефтегазовая отрасль принимала активное участие в обсуждении проекта нового Экокодекса. Тогда представители бизнеса заявляли о том, что уровень инвестиций, требуемый для внедрения наилучших доступных технологий, будет превышать финансовые возможности предприятий. Особенно если учесть, что с коммерческой точки зрения некоторые проекты НДТ невозвратные. Однако до сих пор вопрос экономических стимулов для внедрения на предприятиях НДТ остается открытым.
В этой связи представители бизнес-ассоциаций выступили с инициативой перенести на следующий год рассмотрение в парламенте проекта нового Экокодекса. За это время предлагают доработать документ с учетом оценки влияния глобального кризиса и обязательного предоставления экономических стимулов для внедрения НДТ.
Надо признать, что правительству в конечном итоге все же удастся улучшить экологию. Здесь два возможных варианта достижения этой цели. Первый - сделать основной упор на «закручивании гаек», что приведет к спаду производства, и в итоге к сокращению кадров. Второй - комплексно стимулировать предприятия внедрять НДТ, то есть использовать систему как наказаний, так и поощрений. Когда бизнес будет понимать, что кроме модернизации у него другого выхода нет. Но при этом предприятиям предоставят возможность накопить на это деньги. И в первом, и во втором случаях, воздух в стране станет чище. Вопрос только в том, какой ценой.