Целью принятия документа является возврат незаконно приобретенных активов государству и (или) вовлечение их в законный экономический оборот в Казахстане, устранение причин и условий, способствовавших их незаконному приобретению и выводу, а также восстановление социальной справедливости в обществе.
В проекте дано понятие "незаконно приобретенные (полученные) активы" - активы, подлежащие возврату государству в связи с их признанием судом по основаниям, предусмотренным настоящим Законом, необоснованным богатством (активами необъясненного происхождения), активами, имеющими преступное происхождение или связанными с преступной деятельностью.
Также в документе определен термин "необоснованное богатство (активы необъясненного происхождения)" – активы лица, стоимость которых не соответствует размеру законных доходов либо иных законных источников покрытия расходов на приобретение таких активов.
На кого распространят закон:
Закон будет действовать на территории Казахстана в отношении граждан РК, иностранных граждан и лиц без гражданства, юридических лиц, зарегистрированных на территории РК, включая территорию Международного финансового центра «Астана», юридических лиц, зарегистрированных за пределами РК, а равно иностранных структур без образования юридического лица независимо от страны их учреждения (регистрации), в собственности, пользовании, владении или под контролем которых находятся (находились) либо предположительно находятся (находились) незаконные активы на территории Республики Казахстан либо незаконные активы за пределами РК.
Также закон действует в отношении:
- граждан РК вне зависимости от места их нахождения и наличия (отсутствия) в их собственности, владении или под контролем активов на территории РК;
- в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, вне зависимости от места их нахождения и наличия (отсутствия) в их собственности, владении или под контролем активов на территории Республики Казахстан, в случае, если такие лица ранее постоянно проживали на территории Республики Казахстан либо являлись налоговыми резидентами Республики Казахстан;
- в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся (являвшихся) аффилированными лицами.
Активы будут возвращать на основании принципов:
- законности;
- приоритета стимулирования добровольного возврата;
- гласности, прозрачности и подотчетности;
- приоритета защиты прав, свобод и интересов участников процесса;
- взаимодействия государства и гражданского общества;
- защиты гражданского оборота, прав добросовестных приобретателей и добросовестных кредиторов;
- пропорциональности (соразмерности) мер и механизмов по возврату активов государству.
Сообщивший о фактах незаконного приобретения и вывода активов или иным образом оказывающий содействие возврату активов гражданин находится под защитой государства и будет поощрен.
Уполномоченные органы по возврату активов
Генеральная прокуратура получила статус уполномоченного органа по возврату активов. При этом Генпрокуратура осуществляет взаимодействие с правоохранительными органами, специальными государственными органами, уполномоченными государственными органами, организациями, субъектами квазигосударственного сектора в пределах своих полномочий.
В целях выработки предложений и рекомендаций по вопросам возврата незаконно приобретенных и выведенных активов создается комиссия.
Меры по возврату незаконно приобретенных и выведенных активов
К мерам, направленным на возврат государству незаконно приобретенных активов, относятся: меры по поиску (раскрытию), подтверждению происхождения активов, обеспечительные меры, меры по добровольному или принудительному возврату активов государству, управлению арестованными, конфискованными или обращенными в доход государства активами и иные меры.
Для определения лиц, вовлеченных в схему незаконного вывода средств, установления размеров этих средств, признаков незаконного приобретения будут проводить мониторинг и анализ информации о незаконно выведенных активах.
По результатам мониторинга будет формироваться реестр, в котором будут отражены сведения о субъектах и их аффилированных лицах, а также о наследниках субъектов и их аффилированных лиц, в собственности, во владении или под контролем которых находятся (находились) или предположительно находятся (находились) активы, подлежащие подтверждению законности источников их приобретения (происхождения).
В случае возникновения у Генпрокуратуры на основании мониторинга и анализа информации разумного сомнения в законности источников приобретения активов, находящихся (находившихся), предположительно находящихся (находившихся) в собственности, пользовании, владении или под контролем субъекта и (или) его аффилированных лиц, а равно наследников субъектов и их аффилированных лиц, совокупный размер которых равен или превышает 13 млн. МРП (44 850 000 000 тенге), вопрос включения в реестр субъекта и его аффилированных лиц выносится на рассмотрение комиссии.
Генпрокуратура письменно уведомляет о включении в реестр указанных лиц.
При этом граждане, включенные в реестр вправе представить декларации о раскрытии активов, находящихся в собственности, пользовании, владении и (или) под контролем таких лиц, в том числе активов, находящихся за пределами территории РК, с приложением сведений (документов), подтверждающих законность источников приобретения (происхождения) задекларированных активов.
Далее Генпрокуратура в течение 60 дней будет проверять законность указанных источников средств.
При осуществлении проверки законности источников приобретения (происхождения) актива Генпрокуратура не вправе:
- требовать предоставления документов, информации, если они не относятся к предмету проверки законности источников приобретения (происхождения) актива;
- превышать установленные сроки проведения проверки законности источников приобретения (происхождения) актива;
- препятствовать нормальному функционированию проверяемого актива, за исключением случаев, создающих угрозу законности и общественному порядку, социально-экономической стабильности в регионе, конституционному строю и национальной безопасности РК, а также угрожающих возникновением необратимых последствий для жизни и здоровья людей.
В случае возникновения риска вывода из страны или преобразования актива, его обременения либо риска возникновения иных обстоятельств способных затруднить или сделать невозможным возврат активов государству, Генпрокуратура направляет заявление в суд в целях принятия предварительных обеспечительных мер.
Предварительные обеспечительные меры также могут приниматься в отношении активов, имеющих преступное происхождение, а также активов, имеющих отношение к преступной деятельности.
Способы возврата незаконно приобретенных и выведенных активов
Возврат активов может носить добровольный или принудительный характер.
Добровольный возврат активов осуществляется путем передачи всех или части незаконно приобретенных и выведенных активов государству. В случае возврата активов в добровольном порядке на основании соглашений и освобождения лиц от ответственности, представленная ими информация не может быть использована для:
- обращения в суды с исками и заявлениями к ним по вопросам, входящим в их компетенцию;
- расследования новых уголовных дел, зарегистрированных после даты заключения указанных соглашений в отношении лиц, заключивших данные соглашения;
- расследования зарегистрированных до даты указанных соглашений уголовных дел, в отношении деяний, не связанных с активами, являющимися предметом указанных соглашений;
- возбуждения новых производств по делу об административных правонарушениях, зарегистрированных после даты указанных соглашений в отношении лиц, заключивших данные соглашения;
- осуществления зарегистрированных до даты указанных соглашений административных производств в отношении деяний, не связанных с активами, являющимися предметом указанных соглашений.
Принудительный возврат активов осуществляется на основании решений, определений, приговоров и постановлений судов РК, иностранных государств или компетентных органов иностранных государств.
При этом иск об обращении активов в доход государства может быть подан в отношении активов, находящихся в собственности:
- субъектов и их аффилированных лиц, их наследников;
- иных лиц, которые приобрели активы субъектов и их аффилированных лиц, и знали или должны были знать о преступном либо ином незаконном происхождении такого имущества.
Иск об обращении активов в доход государства как необъяснимого богатства может быть подан в течение 5 лет. Течение срока исковой давности для предъявления иска об обращении активов в доход государства как необъяснимого богатства (активов необъясненного происхождения) начинается со дня представления лицом декларации о раскрытии активов. В случае если декларация не представлена, течение срока исковой давности начинается со дня истечения срока, в течение которого лицо было вправе представить декларацию о раскрытии активов.
Также законопроектом регламентирован порядок принудительногое обращения в доход государства активов, имеющих преступное происхождение, имеющих отношение к преступной деятельности.
Специальный государственный фонд
Возвращенные средства и активы будут зачислять в Специальный государственный фонд с целью финансирования социальных, экономических проектов Казахстана.
Управлением, обеспечением сохранности, реализацией возвращенных активов будет заниматься управляющая компания, учрежденная Правительством.
Задачами управляющей компании являются:
- принятие в собственность от имени государства возвращенных ему активов;
- обеспечение сохранности и содержание активов, обращенных в доход государства;
- распоряжение активами;
- обеспечение перечисления средств в Специальный государственный фонд от реализации активов.
Международно-правовое сотрудничество по возврату активов
Международно-правовое сотрудничество в целях возврата активов осуществляется в порядке, предусмотренном международными договорами и законодательством РК, путем:
- направления запросов о правовой помощи, содействия в исполнении запросов о правовой помощи от компетентных органов иностранных государств;
- направления запросов о предоставлении информации, сведений и документов в отношении незаконно приобретенных активов, а также в отношении физических лиц, организаций и бенефициарных собственников, причастных к незаконному выводу активов, других связанных правонарушений, операций с деньгами и (или) иным имуществом, а также содействия в исполнении таких запросов от компетентных органов иностранных государств;
- направления запросов об аресте, принятии иных обеспечительных мер или конфискации активов и получении доказательств в соответствующие органы и организации иностранных государств или международные организации, а также содействия в исполнении таких запросов от компетентных органов иностранных государств;
- обращения в иностранные суды с исками (заявлениями) об установлении правового статуса или права собственности на активы;
- представления интересов государства по вопросам преследования и возврата активов в иностранных и международных судах (арбитражах), а также иных компетентных органах иностранных государств и международных организациях;
- признания и приведения в исполнение решений судов или иных компетентных органов иностранных государств в отношении поиска (раскрытия), подтверждения происхождения, применения обеспечительных мер, обеспечения сохранности, управления, реализации и возврата незаконно приобретенных активов;
- заключения международных договоров по вопросам возврата незаконно приобретенных активов государству;
- заключения меморандумов о сотрудничестве с соответствующим органами или организациями иностранных государств или международными организациями по отдельным вопросам возврата незаконно приобретенных активов государству;
- осуществления иных действий.
Подробнее читайте в досье на законопроект.