ИНВЕСТИЦИИ В
ПЕНСИОННЫЕ
ФОНДЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
В данной статье к.ю.н., ведущий научный сотрудник НИИ государства и права Казахского гуманитарно-юридического университета А. Джаналеева рассмотрела проблемы инвестирования средств пенсионных фондов. Проанализированы характерные особенности пенсионной системы Республики Казахстан. Пенсионные средства должны быть инвестированы в экономику страны через фондовый рынок. Фондовый рынок Республики Казахстан на сегодня требует также коренного преобразования, в частности, посредством создания конкурентоспособной среды. Пути решения данного вопроса видятся автором в создании механизма инвестирования национальных капиталов в иностранную экономику. Выявлена и обоснована необходимость совместного частно-государственного использования способов инвестирования пенсионных активов на примере автодорожной отрасли. На основе проведенного исследования автором предлагается выделить экономико-правовой способ участия государства в бизнесе.
Пенсионная система Республики Казахстан начала свое становление с принятия закона Республики Казахстан от 20 июня 1997 года № 136-I «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан».
В основе пенсионной реформы РК лежит модель Чилийской пенсионной системы. Выбор существующей модели казахстанской реформы пенсионного обеспечения был не случаен. Исключение влияния государства и государственной политики на систему пенсионного обеспечения путем создания частных пенсионных фондов является основополагающим фактором при создании современной пенсионной системы в РК на базе Чилийской модели.
Чилийская система была принята не только в Чили, но и в Аргентине, Перу и Колумбии. И хотя эти страны положительно трансформировали данную систему, рентабельность пенсионных фондов в то время была обусловлена активным развитием фондового рынка. Сегодня можно говорить о том, что причиной краха Чилийской пенсионной системы в этих странах послужил низкий уровень современного финансового сектора.
Современная накопительная система Казахстана состоит из трех уровней (пилларов), в которых сочетаются одновременно механизмы солидарной и накопительной систем (солидарная пенсионная система, унаследованная Казахстаном от СССР после его распада; обязательная накопительная пенсионная система с фиксированным 10-процентным размером пенсионных отчислений от ежемесячного дохода; накопительная система, основанная на добровольных и добровольных профессиональных пенсионных взносах) /1/.
Несомненно, отрицательным моментом в нежизнеспособности Чилийской системы в Казахстане, как и в других странах, является применение ее в качестве основного элемента нового негосударственного пенсионного обеспечения, а также отсутствие экономико-правового обеспечения механизма инвестирования и возврата пенсионных активов. В корне этой проблемы лежит, отсутствие функционального фондового рынка. Именно фондовый рынок и все сопутствующие ему инструменты экономического развития способны вывести на высокий уровень рентабельность пенсионных фондов.
Механизм любой пенсионной системы, будь то чилийская, европейская, американская системы и т.д., будет активен, в случае если основополагающим фактором развития экономики в стране станет сопутствующее развитие рынка капиталов, рынка ценных бумаг и т.д., т.е. фондового рынка.
Основной проблемой любого отдельно взятого пенсионного фонда является реализация остатков пенсионных средств не столько с целью сохранения их от инфляции и других экономических показателей, влияющих на уменьшение денежной массы, но и, желательно, с целью их постоянного увеличения. Кроме того, такая реализация не должна быть в прямой зависимости гарантирована государством, а риск от реализации должен быть минимизирован самой системой инвестирования, в основе которого лежит стабильность экономики и проводимой государством политики.
Влияние в Казахстане слабо развитого фондового рынка на размер инвестиционного дохода, а также не развитый механизм добровольных пенсионных отчислений, это не недостатки пенсионной системы, а следствие ее нежизнеспособности.
Фондовый рынок в Республике Казахстан может быть сформирован только путем устойчивого развития среднего и крупного бизнеса, в основе которых должна лежать деятельность по естественному формированию рынка капиталов без прямого влияния государства на эту деятельность при условии естественной конкуренции на базе государственночастного партнерства. Это означает, что создание различных акционерных обществ с участием бюджетных средств по управлению частными и государственными объектами для развития конкурентной среды неприемлемо.
На сегодняшний день сложность развития существующей пенсионной системы заключается в том, что казахстанский фондовый рынок не однонаправлен, его попросту нет. Представленные институциональные инвесторы на рынке Казахстана в таком небольшом количестве и с такими экономико-правовыми ограничениями на фоне отсутствия вспомогательных средств развития основных фондов, еще не дает, на наш взгляд, повод говорить о нем как о фондовом. Так, в частности, к экономико-правовым ограничениям можно отнести положения Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» в части использования пенсионных средств в форме инвестиций только для тех компаний, которые зарегистрированы АО «Казахстанская фондовая биржа». Причем, как показывает практика, такая регистрация не является гарантией возврата пенсионных средств. Кроме того, установленные в указанном законе пруденциальные нормативы относительно порядка и условий инвестирования пенсионных активов в финансовые инструменты, перечень объектов инвестирования, размеры инвестиций по видам финансовых инструментов и т.д. в представленном в законе виде создают условия по ограничению развития самого фондового рынка.
На сегодняшний день в Казахстане существует единственная фондовая биржа - АО «Казахстанская фондовая биржа». Запуск в Казахстане накопительной пенсионной системы с 1 января 1998 года хотя немного и активизировал фондовый рынок, однако представленный до настоящего времени одной единственной компанией, так и не создал механизма ее развития. Этим и объясняется одна из многочисленных причин высокого банковского процента по кредитам, отсутствие конкурентной среды как по отношению к банкам второго уровня, так и на самом фондовом рынке.
На фондовой бирже страны зарегистрировано
68 компаний /2/. Их сравнительно не большое количество не случайно. Причина видится прежде всего в том, что основным требованием для включения ценных бумаг в официальный список фондовой биржи является предоставление финансовой отчётности в соответствии с МСФО или СФО США.
Данное положение закреплено в постановлении АФН от 26.05.2008 № 77 «О требованиях к эмитентам и их ценным бумагам, допускаемым (допущенным) к обращению на фондовой бирже, а также к отдельным категориям списка фондовой биржи» /3/.
Сегодня биржа Республики Казахстан разделяет фондовый рынок на пять основных секторов: рынок иностранных валют, рынок государственных ценных бумаг, рынок акций и корпоративных облигаций, рынок операций репо, рынок деривативов. И имеет один индекс KASE. Но и эти факторы не устранят проблему ограничения в развитии этих рынков на экономико-правовом уровне, которая видится в следующем.
Слаборазвитый рынок первичного размещения ценных бумаг, отсутствие вторичного рынка ценных бумаг, и, как следствие, низкая текущая ликвидность большинства казахстанских финансовых инструментов, ведет к формированию пенсионными фондами в большей и надежной степени, пассивного портфеля пенсионных активов (покупка до погашения). Эти факторы говорят о том, что деятельность пенсионных фондов направлена не на увеличение пенсионных активов, а в большей степени, на их сохранение.
Реализация инвестиционного потенциала НПФ в Казахстане возможна не только с развитием независимых и рисковых инвесторов, которые, несомненно, смогут поднять ликвидность ЦБ, но также и с развитием экономической базы для того, что бы этот ранок был конкурентоспособным. Иными словами, начать необходимо не с издания Программы
«Дорожная карта бизнеса 2020» /4/, а с создания всех необходимых условий конкурентоспособного фондового рынка для развития бизнеса, что в частности касается поднятие производственных мощностей страны.
Одним из главных факторов, влияющих на возможность инвестирования пенсионных средств, является фактор риска в системе защиты пенсионных накоплений. Современная система защиты пенсионных накоплений граждан достаточно прочна. Это объясняется положениями действующего закона РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». Данная система согласно вышеуказанному закону имеет три уровня защиты: система лицензирования; контроль со стороны Национального банка всех операций НПФ; подтверждение банком-кастодианом всех сделок НПФ на финансовом рынке.
Несомненно, когда говорят об инвестиционных процессах, то следует понимать, что риски здесь неизбежны, в силу того, что факторы, влияющие на нестабильность рынка, могут реагировать неоднозначно на инвестиционные процессы, происходящие на микроуровне экономики. С другой стороны, риски можно и следует минимизировать, что возможно за счет правильно сбалансированной политики реализации остатков пенсионных средств НПФ, а также стабильно развивающейся бизнес структуры, в частности, среднего и крупного производства.
Существующая в СМИ информация о слиянии пенсионных фондов в один также, на наш взгляд, не решит главной проблемы НПФ - низкой доходности /5/. Вопрос следует решать не количественным, а качественным образом.
Причина низкой доходности НПФ видится не в применении консервативной политики использования пенсионных средств, которую проводит КФН Национального банка РК. Национальный банк лишь озабочен вопросами, связанными с рисками возврата пенсионных активов. На наш взгляд начать следует с введения временной реформы пенсионной системы и одновременного создания естественных условий для формирования средних и крупных капиталов в республике не только в секторе недропользования, но и в иных различных секторах экономики и в большей степени в производстве. Акцент на производство дается в той связи, что оно составляет основу всей экономики. Его развитию и становлению способствует не банковский сектор, как это имеет место быть сегодня, а именно фондовый рынок. Основной задачей производства, как первоначального элемента экономики, является способность удерживать активы в стране и привлекать иностранные активы, в частности.
«Активы должны оставаться в стране», - вот, пожалуй, основной лозунг развивающегося фондового рынка на начальном этапе его формирования. Вывоз капитала за рубеж необходим только с целью его возрастания и большего ввоза в страну. Формирование законодательной базы в этом направлении следует начать с применения положений о предоставлении налоговых и таможенных льгот крупному и среднему казахстанскому предпринимателю, вкладывающему капиталы в производство товаров на иностранной территории. Следует сказать, что это положение также не создаст угрозы участия Республики Казахстан в Таможенном союзе. На начальном этапе в законодательстве необходимо определить положения по предоставлению льгот, гарантированных государством, в зависимости от объектов производства, созданных за границей и определить сферу их регулирования на национальном уровне.
Разработка таких положений должна быть максимально отражена в действующем законодательстве Республики Казахстан «Об инвестициях» и «О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций». Действующий закон Республики Казахстан «Об инвестициях» сегодня содержит «мертвые нормы» для национальных инвесторов. При отсутствии действительного механизма его реализации для данной категории лиц в Республике Казахстан возможно создать такую базу для отечественных инвесторов за рубежом на национальному уровне. Эти и другие вспомогательные способы в конечном итоге помогут создать устойчивый рост фондового рынка и, как следствие, развитие пенсионной системы в стране.
Еще одним способом развития пенсионной системы через фондовый рынок является, на наш взгляд, создание экономико-правового механизма через понятие «отраслевой пенсии». Однако определение этого понятия и механизм его функционирования видится нам не в том виде, который представлен в положениях действующего закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении».
Основной целью отраслевой пенсии в предлагаемом автором варианте является компенсация роста пенсионного актива в случае падения стоимости иного актива. Задача данного способа состоит в том, что бы риск падения стоимости пенсионных активов от вложений в один инфраструктурный объект, снижался за счет роста стоимости от вложений в другой инфраструктурный объект в рамках одной единой государственной пенсионной системы.
Более понятным образом возможно раскрыть суть «отраслевой пенсии» через реформу автодорожной отрасли по внедрению платности на автомобильных дорогах.
Работающее население Республики Казахстан согласно ст. 22-1 закона РК «О пенсионном обеспечении в РК» ежемесячно отчисляет 10% обязательных пенсионных выплат. По новой схеме, отчисления будут формироваться в пенсионном фонде в зависимости от той отрасли, в которой трудится то или иное лицо. Часть пенсионных активов будет вкладываться под развитие инфраструктурных объектов Республики Казахстан, в основе которых лежит та же гарантия государства - собственника объекта, предусмотренная действующим законодательством. Другая часть активов может быть инвестирована в иные объекты, хотя и не гарантированные государством, однако создание которых необходимо в рамках реализации государственных программ.
В основе возврата всех доходов от последующего использования инфраструктурных и иных объектов лежат две составляющие:
1) пенсионная прибыль на каждого гражданина - участника пенсионной отраслевой системы;
2) прибыль пенсионного фонда за предоставление денег населению.
Посредником между государством, населением и пенсионным фондом может выступать наделенное полномочиями от государства профилирующее юридическое лицо, посредством выпуска ценных бумаг.
Таким образом, все пенсионные активы стекаются в пенсионные фонды, а оттуда (с накопительных счетов) распределяются по отраслям через вышеуказанные профилирующие юридические лица. Размер пенсионных отчислений по отраслям должен зависеть от самих работодателей, но не менее 10% уставленных законом РК «О пенсионном обеспечении в РК» с учетом государственной программы развития отраслей и в зависимости от той отрасли, в которой данное предприятие зарегистрировано и ведет основную деятельность. Для контроля необходимо просто добавить в графе при регистрации предприятия ту или иную профилирующую отрасль. Все остатки пенсионных средств реализуются посредством покупки акций и/или облигаций (как инфраструктурных, так и иных, в зависимости от целей государственной программы развития отрасли в целом) юридических лиц, созданных для этих целей Правительством РК для развития инфраструктурных отраслей. Юридическое лицо, при инвестировании пенсионных активов предоставляет различные инвестиционные программы, из которых складывается инвестиционный портфель. ГНПФ получает прибыль от использования пенсионных отчислений в виде процента по ценной бумаге, которая далее перераспределяется между вкладчиками пенсионной системы. На этом основании, возврат всех пенсионных денег будет происходить полностью.
Как мы видим, в основе формирования и развития пенсионной системы в Республике Казахстан лежит сложная и взаимозависимая структура, правовым регулятором которой являются множественные и разнонаправленные правовые акты. Регулирование инвестиционной деятельности пенсионных фондов не должно ограничиваться Законом РК «О пенсионном обеспечении». Положения законов Республики Казахстан «О хозяйственных товариществах», «О рынке ценных бумаг», «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»,
«Об инвестициях» и т.д. несомненно должны регулировать деятельность пенсионных фондов путем разработки экономико-правового механизма вложения пенсионных активов и получения прибыли из расчета на одну единицу пенсии. Одним из главных положений применения данного механизма в пенсионной системе должно стать уменьшение столь активного государственного участия в бизнесе и создание правовой основы для привлечения частного капитала, инвестиций, не в правовом смысле, а прежде всего на экономическом уровне. Сегодня в праве возникают коллизии, когда на практике еще нет экономической конструкции, а закон уже прописывает возможности ее регулирования. Примером тому является Закон Республики Казахстан «Об инвестициях». Активы пенсионных фондов должны направляться в отрасли, которые могут приносить прибыль, такие как нефтяная отрасль. Открытие новых производств, создание рабочих мест, поднятие экономики страны в целом
- результат активной инвестиционной деятельности пенсионных фондов на микроэкономическом уровне экономики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Портал www.gnpf.rz.
2. Список негосударственных пенсионных фондов, портал www.kase.kz.
3. Портал kazakhstan.news-city.info.
4. Портал ru.government.kz.
5. Заинтересованное внимание общества к пенсионной системе - лучший фон для ее реформирования. № 3 (27277) от 5.01.2013 г.