Бакытжан Жумагулов указал коллегам на недоработки в сфере образования
Несмотря на то что в сферу образования вкладываются миллиарды, недочетов по-прежнему остается много. Глава ведомства начал, что называется, со «школьной скамьи». В первую очередь, по его словам, педагоги забывают, что именно они несут ответственность, когда ребенок не усваивает полученный материал, в то время как родителям приходится обращаться к репетиторам. Такую практику в корне надо менять и принимать конкретные меры, «ориентированные на учащихся с низкой успеваемостью». Медленными темпами идет работа и по ликвидации трехсменных и аварийных школ. А ведь это немаловажный вопрос в связи с переходом в 2015 году на 12-летнее образование.
Еще одно важное направление - компьютеризация. Жумагулов отметил, что в новом цифровом пространстве «наши дети плавают как рыбы» в отличие от педагогов. Поэтому, уверен глава МОН, сегодня учителям необходимо владеть технологиями сетевых коммуникаций, руководствуясь собственным опытом, знать достоинства и недостатки виртуального пространства и главное - активно использовать такие технологии.
Затронул Жумагулов и вопросы единого национального тестирования. С одной стороны, положительные сдвиги есть - средний балл ЕНТ по казахскому языку в школах с русским языком обучения стал выше, чем по другим обязательным предметам. С другой - при подготовке к тестированию по-прежнему идет «ориентир на чисто «знаниевый» подход, а способность применять эти знания не развивается». Другими словами, наши дети просто не умеют рассуждать, сопоставлять и формулировать выводы и аргументировать ответы.
Обеспокоены в министерстве и обстановкой в сфере технического и профессионального образования (ТиПО). Дважды было проведено комплексное тестирование для выпускников этих учебных заведений, и результаты не радуют.
- Только 30 процентов преодолели пороговый балл, тогда как выпускники школ прошлых лет, также сдававшие комплексное тестирование, показали 60 процентов, - констатировал Жумагулов.
Таким образом, в системе ТиПО среднее образование дается хуже, чем в школах. Еще одна проблема в этой сфере - невостребованность кадров. По прямым заказам работодателей в организациях технического и профессионального образования обучаются всего 5 тысяч студентов, что составляет менее одного процента контингента колледжей. И над этой цифрой надо задуматься.
Вызывает вопрос и качество высшего образования. Ни для кого не секрет, что заочное обучение является менее качественным. Так вот, в Казахстане, как оказалось, больше половины студентов - заочники, посещают вузы как раз таки два раза в год.
- О каком качестве можно говорить? - задался вопросом Жумагулов.
В этой связи он подчеркнул, что отныне в вопросе соотношения очного и заочного контингента министерство будет занимать более жесткую позицию. И вся нормативная основа для этого имеется.