Наталья Малярчук: Опасны все виды коррупции и все они ведут к разрушению государства

По коррупции Казахстан с 122 места в 2004 году  сместился на 140 место в 2013-м (из 146 стран). 
Сегодня  в Алматы прошло экспертное обсуждение проекта Программы противодействия коррупции на 2015-2025 годы.

Коррупция в Казахстане стала  привычным явлением,  она проникла в общество и бизнес, в госорганы, в судебную и правоохранительную системы, в национальные и частные компании, в сферы образования и здравоохранения, отметили участники встречи. То есть приобрела системный характер и ведет к большим социальным издержкам, препятствует развитию государства и общества, несет долгосрочные масштабные угрозы национальной безопасности. 

Ситуация в целом не только не улучшается, а, наоборот, в рейтинге Transparency International Казахстан с 122 места в 2004 году  сместился на 140 место в 2013-м (из 146 стран).  Проводимые в стране мероприятия по борьбе с коррупцией недостаточны и не способствуют ее снижению. Поэтому в  июле  этого года партия «Нур Отан» представила проект Программы противодействия коррупции на 2015-2025 годы, которая призвана изменить сознание граждан, их взгляд на коррупцию. 

По словам секретаря партии «Нур Отан» по вопросам идеологии Фархада Куанганова, проект программы по противодействию коррупции на 2015-2025 годы принципиально новый документ, он отличается вовлечением в антикоррупционное движение всех слоев общества, его главный ориентир – борьба не с проявлениями, а с причинами коррупции. «Мы расцениваем программу как один из шагов создания общенациональной системы противодействия коррупции, в ней особое внимание уделяется мерам по формированию антикоррупционной культуры, и взаимодействию с обществом – подчеркнул спикер. - Весь мировой опыт показывает, что никакие государственные усилия не дадут плодов без вовлечения общества, и ответственности граждан. Мы нацелены на достижение режима максимальной прозрачности в работе государственных органов, национальных компаний и их должностных лиц, что должен обеспечить партийный и общественный контроль. В принципах программы четко зафиксировано, что прозрачность и подотчетность государственных структур – основное условие эффективного противодействия коррупции».

Председатель попечительского совета Transparency Kazakhstan Наталья Малярчук считает,  «нет вида коррупции, который более или менее опасен. Опасны все виды коррупции, от банальной взятки и использования служебного положения в корыстных целях до конфликта интересов в частном секторе. И все виды коррупции ведут, в конечном счете, к разрушению государства». Успешность противодействия коррупции она напрямую связывает со степенью доверия населения к власти, к этому самому противодействию и с политической волей руководства государства.

На ее взгляд, предложенный нуротановцами текст программы больше похож на набор поручений всем и одновременно никому, который не подкреплен промежуточными целями и желаемыми результатами. По ее мнению,  в самом документе происходит подмена понятий о возможностях общественного объединения «политическая партия» и «государственный орган», что в целом влечет риск неисполнения данной стратегии для непосредственных исполнителей. Кому подчиняться в этой ситуации? Исполнительной вертикали или политсовету партии? Всем вместе? – задается вопросами спикер. 

В технической части документа, в его содержании видится его неструктурированность, попытка опереться на некое «общественное мнение» и включить в текст все моменты критики, которые появляются в СМИ, Интернете, социологии, что ставит под угрозу его исполнение, отмечает г-жа Малярчук. Она подчеркнула, что в рассматриваемом тексте партия постоянно пытается поставить себя на второе после президента место в Казахстане во всех трех ветвях власти. По ее мнению, это недопустимо, это монополизирует общественный контроль в руках одной общественной организации, дает почву для возникновения коррупционных рисков в части доступа общества к контролю над деятельностью госорганов.  

Говоря о принципах предлагаемой программы, Наталья Малярчук отметила, что их описание не дает возможности понять, как сама партия будет их придерживаться в ходе реализации, они больше выглядят как задания или наставления, которые партия дает государственным институтам. Например, сегодня государственными органами разрабатывается комплексная национальная стратегия противодействия коррупции. Принимая во внимание, что большинство чиновников являются членами партии Нур Отан, которая имеет свою антикоррупционную стратегию, в которой руководителям гоорганов также даются поручения, но уже как членам партии, возникает вполне конкретный конфликт - какой документ должен быть для них первичен? Между тем, за неисполнение и того и другого документа грозят вполне реальные санкции. Спикер опасается, что единственно верным решением здесь будет создавать видимость деятельности по всем направлениям и предлагает составителям текста четко определиться, на каком уровне пишется программа: на государственном или на партийном? Также предлагает определить целевую аудиторию: это будут члены партии, а через них граждане Казахстана или граждане Казахстана, а через них члены партии? Основной причиной непонимания угрозы коррупции г-жа Малярчук считает  тотальное недоверие - на всех уровнях - к государственной власти, раздробленность общества, неассоциирование гражданами себя с Казахстаном и его будущем. Следствиями этого, на ее взгляд,  стали  инертность, апатия, правовой нигилизм, инфантилизм, правовая безграмотность. Результатом этого в свою очередь стала   коррупция, как со стороны граждан, так и со стороны представителей власти.

К эффективному инструменту противодействия коррупции  спикер относит вовлеченность всего общества в этот процесс, а для этого должна быть последовательная просветительская и образовательная деятельность партии.  «И даже не посредством семинаров, где будут рассказывать, что же случается с коррумпированными государствами, и как плохо быть коррумпированным, - говорит она. - Нравоучения не воспринимаются, а рассказы о коррупции в Казахстане как иллюстрации активной деятельности партии и госорганов итак всем известны, и на специальных мероприятиях будут служить раздражающим фактором. Просветительская и образовательная деятельность должна быть сконцентрирована на том, чтобы пробудить в каждом личность, дать инструментарий по взаимодействию с государственными органами, обучить элементарным знаниям, как подавать заявления, что нужно делать, если ты столкнулся с коррупцией и т.п. И только тогда, когда каждый гражданин поймет и будет иметь знания, что любую его проблему можно решить некоррупционным путем,  начнет формироваться антикоррупционная культура в стране». 

Пока в представленном документе много деклараций, но мало прописаны практические шаги, которые позволят эти декларации сделать реальностью нашей жизни. Нур Отан имеет существенные возможности для влияния на ситуацию, поэтому хотелось бы прежде всего видеть те шаги, которые партия может сделать, а не то, что она советует сделать государственным органам, резюмировала Наталья Малярчук. 

Торгын Нурсеитова 

Актау Актобе Алматы Казахстан Кызылорда Нур-Султан Семей
Следите за новостями zakon.kz в: