Казахстанские компании, предлагающие скидки на бензин во время топливного кризиса, могут продавать разбавленный АИ-80 вместо АИ-92/93. Таким мнением с LS поделился экономист Сергей Смирнов.
В октябре некоторые АЗС запустили акции, позволяющие купить со скидкой определенное количество самого ходового бензина. Почему они могли позволить себе такую «роскошь», когда в стране нехватка топлива, С.Смирнов объясняет следующим образом. «Если вы обратили внимание, на АЗС отсутствует бензин АИ-80. Это связано, по-видимому, с тем, что его «бодяжат» и продают как АИ-92. Отсюда и скидки. В настоящее время полностью покрыть потребности внутреннего рынка отечественным бензином даже теоретически невозможно», — отмечает С.Смирнов.
При этом экономист уверен, что кризис в ближайшее время не закончится, так как отечественные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) суммарно производят из 2,8 млн тонн всего лишь 1,9 млн тонн бензина и при потребности в 4,8 млн тонн — около 4 млн тонн дизтоплива. «Закрываются эти «прорехи» импортом российского топлива. Отсюда и вывод: топливный кризис закончится, когда наши НПЗ будут полностью обеспечивать внутренний спрос. Власти обещают это к 2017 году после завершения модернизации наших НПЗ», — сообщает С.Смирнов. Однако, по мнению собеседника LS, и эта дата вызывает большие сомнения, поскольку до сих пор не решен вопрос с изысканием дополнительных объемов сырья для их проектной загрузки.
«Сегодня на НПЗ перерабатывается около 14 млн тонн сырой нефти, причем половина из них российская. После модернизации потребуется 18,5 млн тонн», — замечает С.Смирнов. Напомним, что ранее участники рынка высказывались о том, что АЗС специально удерживают ГСМ, ожидая повышения цен. При этом, как стало известно во вторник 21 октября, министерство энергетики никак не может повлиять на руководство таких заправок. «Это чисто бизнес-подход. Каждый имеет право хранить, продавать. Большинство автозаправок берут кредит в банках, покупают определенное количество нефтепродуктов, хранят и в нужное по их мнению время выставляют на рынки. Мы не можем сказать им: «Отдай все», — заявил вице-министр энергетики Узакбай Карабалин во время брифинга в Астане. При этом он не обещает, что цена на топливо не изменится уже в январе следующего года. Между тем, компания «КазМунайГаз — переработка и маркетинг» сообщает, что в рамках правительственных мер по нормализации ситуации на внутреннем рынке, ее «дочка» -компания «ҚазМұнайГаз Өнімдері» (КМГО) договорилась на поставку в РК в октябре бензина АИ-92 в количестве 106,7 тыс. тонн, в том числе из РФ – 87,2 тыс. тонн. «В период с сентября по октябрь 2014 года объем отгрузки указанных объемов составляет 66,1 тыс. тонн. Качество ввозимой продукции соответствует классам К-2, К-3 и К-5.
Ежесуточная отгрузка бензина АИ-92 с НПЗ России и других стран составляет 2,8-3,0 тыс. тонн», — сообщают в компании. В «КМГ ПМ» отмечают, что нефтепродукты экологического класса К-5 соответствуют требованиям рынков как стран Таможенного Союза, так и Европейского союза. «Бензин АИ-92 класса К-5 будет реализовываться через розничную сеть АЗС «КазМунайГаз» в городах Астана, Алматы, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской и Карагандинской областей. Розничная реализация автобензинов марок АИ-92, АИ-95 и дизельного топлива с 20 октября 2014 года на всех АЗС «КазМунайГаз» осуществляется без ограничений», — добавили в компании. Также, согласно информации, на трех казахстанских НПЗ увеличен объем переработки и производства нефтепродуктов. За 9 месяцев текущего года они переработали 10 993,346 тыс. тонн нефти, что на 3,4% больше, чем за аналогичный период 2013 года.
Асель Маратова