28 ноября этого года Президентом подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения». Данным законом предусматривается так называемая налоговая амнистия, путем внесения следующих дополнений в Закон о ведение в действие Налогового кодекса.
«Статья 32-2. Установить, что не признается налоговой задолженностью и не подлежит внесению в бюджет, а также подлежит списанию в порядке, установленном уполномоченным органом, сумма пеней, числящаяся в лицевых счетах налогоплательщиков по состоянию на 1 января 2014 года и не уплаченная по состоянию на 1 октября 2014 года.
При этом сумма пеней, уплаченная по видам налогов и других обязательных платежей в бюджет в период с 1 января 2014 года по 1 октября 2014 года, подлежит зачислению в бюджет в счет уплаты суммы пеней по таким видам налогов и других обязательных платежей в бюджет, образованной до 1 января 2014 года.
Положения настоящей статьи не распространяются на налогоплательщиков:
1) соответствующих условиям статьи 623 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
2) участвующих в разбирательствах в международном арбитраже по вопросам исполнения их налоговых обязательств;
3) осуществляющих один или несколько из следующих видов деятельности:
недропользование;
игорный бизнес;
производство подакцизной продукции.
Статья 32-3. Установить, что не признается налоговой задолженностью и не подлежит внесению в бюджет, а также подлежит списанию в порядке, установленном уполномоченным органом, сумма штрафа, наложенная до 1 января 2014 года и не уплаченная по состоянию на 1 октября 2014 года, за правонарушения в области налогообложения, нарушение законодательства о пенсионном обеспечении и (или) обязательном социальном страховании в соответствии с Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.
Положения настоящей статьи не распространяются на налогоплательщиков:
1) соответствующих условиям статьи 623 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
2) участвующих в разбирательствах в международном арбитраже по вопросам исполнения их налоговых обязательств;
3) осуществляющих один или несколько из следующих видов деятельности:
недропользование;
игорный бизнес;
производство подакцизной продукции.»;
Данные нормы вводятся в действие с 1 января 2015 года и к этому времени Комитет государственных доходов должен разработать порядок списания пени и штрафов.
Списанию подлежат пени, начисленные за нарушение срока уплаты налогов и которые числились на лицевом счете налогоплательщика на 1 января 2014 года и не были уплачены до 1 октября 2014 года.
Как отметил известный казахстанский юрист Жангельды Сулейманов, из смысла статьи следует, что подлежат списанию пени всех налогоплательщиков, за некоторым исключением, в том числе физических и юридических лиц, и по всем видам налогов. То есть, будут списаны пени не только у субъектов малого и среднего бизнеса, как предполагалось вначале, а также спишутся пени физических лиц по таким налогам, как налог на имущество, налог на транспортные средства и другим налогам. "Для многих физических лиц это будет выгодным обстоятельством, так как у многих имеется задолженность по налогу за транспортные средства за несколько лет. Теперь же, пени будут списаны и нужно будет оплатить только лишь сумму налога", - отметил Ж.Сулейманов.
По его словам, законом определен круг налогоплательщиков, которых не коснется списание пени, это 300 крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу, недропользователи и занимающиеся игорным бизнесом и производством подакцизной продукции. "Интересно, что законодатель применил понятие «крупный налогоплательщик, подлежащий мониторингу», а не «субъект крупного предпринимательства», так как это разные понятия. Так что, если субъекты крупного предпринимательства не являются крупными налогоплательщиками, подлежащих мониторингу, то пени будут списаны и у них. Такой подход тоже не совпадает с поручением Президента о проведении налоговой амнистии", - заявил адвокат.
Законом также предусмотрено списание сумм штрафа, наложенного до 1 января 2014 года и не уплаченного до 1 октября 2014 года за административные правонарушения в области налогообложения, нарушение законодательства о пенсионном обеспечении и (или) обязательном социальном страховании.
"Списаны будут штрафы у тех же налогоплательщиков, у которых предусмотрено списание пени. Но в отличие от пени, для условия списания которых необходимо их наличие на лицевом счете на 1 января 2014 года, будут списаны штрафы, которые не числились на 1 января 2014 года, а которые наложены до 1 января 2014 года. Считаю, что законодатель допустил неточность в списании штрафов, применив понятие «наложение штрафа» вместо «числящиеся штрафы на лицевом счете», так как наложение штрафа может быть обжаловано и отменено и не быть отражено на лицевом счете. То есть, не все наложенные штрафы числятся на лицевом счете. Если бы, законодатель применил понятие «числящиеся штрафы», то это было более юридически обоснованно и выполнимо.
Общей особенностью списания пени и штрафов являются два обстоятельства. Первое, пени и штрафы списываются и у физических лиц. Второе, пени и штрафы списываются и у субъектов крупного предпринимательства, не подлежащих налоговому мониторингу", - разъяснил Ж.Сулейманов.