Совершенствование работы государственных судебных исполнителей, внедрение института частного исполнения, проблема невыплат алиментов требуют постоянного внимания.
Практически ни одно из более или менее крупных совещаний в Министерстве юстиции не проходит без его рассмотрения и принятия мер в данном направлении. Исполнение судебных решений по взысканию алиментных платежей имеет особую специфику в силу своей продолжительности и периодичности. Результаты же этой работы отражаются, как отметил министр юстиции Берик Имашев на круглом столе по модернизации уголовного судопроизводства в Казахстане, на жизни граждан, наиболее уязвимых и зависимых от качества выполнения этой работы. Это дети, матери, нетрудоспособные родители и супруги. Несмотря на принимаемые организационные меры, совершенствование работы государственных судебных исполнителей и внедрение института частного исполнения, проблема неполучения алиментов остается весьма актуальной и требующей постоянного внимания. Министр привел цифры.
На сегодня в Казахстане на исполнении судебных исполнителей находятся 213 тысяч судебных решений о взыскании алиментов, из них 122 тысячи находятся на периодическом исполнении или исполняются в силу принимаемых мер частично. Примерно по 50 тысячам исполнительных документов алименты погашаются должниками самостоятельно, около 40 тысяч алиментов, или 20 процентов являются проблемными, задолженность по ним не выплачивается более трех месяцев, а по более чем 14 тысячам алименты вообще не погашаются. За этими цифрами стоят судьбы стольких же обездоленных детей, лишенных нормального материального содержания, констатирует министр. При этом не сказать, что должники являются асоциальными личностями, напротив, многие имеют достаточные возможности для исполнения своих обязательств по исполнительным документам. Поэтому именно эта категория является предметом пристального контроля и поиска пути совершенствования механизмов взыскания не только в рамках гражданского исполнительного производства, но и посредством самого строгого вида юридической ответственности – уголовной.
По мнению Берика Имашева, законодательные изменения, коснувшиеся данного института, можно условно разделить на два этапа. Первый – это когда с 28 января 2014 года вступил в силу закон о совершенствовании исполнительного производства, в рамках которого были внесены изменения в действующие на тот период Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы и КоАП. Также поправки были внесены в ГПК, законы об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей, о банках и банковской деятельности, об органах внутренних дел и другие законодательные акты. При этом акцент был сделан на ужесточение ответственности должников по алиментам, подчеркнул глава ведомства.
В первую очередь была изменена санкция статьи 136 УК – неисполнение обязанности по уплате алиментов, которая предусматривала штраф и исправительные и общественные работы. Первые два вида наказания были исключены и введены ограничения - лишение свободы сроком на два года. Сама неуплата алиментов по-прежнему была отнесена к делам частного обвинения.
Несмотря на проводимую через судебных исполнителей активную работу по разъяснению права взыскателя на привлечение должников к уголовной ответственности по статье 136 УК, взыскателю, в основном матерям-одиночкам, приходилось самим доказывать противоправные действия должника. В силу особенности законодательства, в таких процессах даже не требовалось участие прокурора, который мог бы встать на защиту прав лица, добивающегося получения алиментов, комментирует министр. Более того, несмотря на все прилагаемые усилия и тревожную статистику, количество обращений в суды в порядке частного обвинения было ничтожно мало. Это происходило из-за сложившегося у взыскателя стереотипа, когда они зачастую отказывались от подачи заявления, руководствуясь нежеланием судить должника, который, как правило, является отцом ребенка. Такие матери опасаются возможных последствий судимости отца в судьбе ребенка, поэтому они боятся, и часто меняют свои позиции, как в ходе расследования, так и в суде. Соответственно такой вид юридической ответственности как уголовная, с таким общественно опасным поведением, не применялся, сказал министр и в обоснование этому привел такие факты.
В прошлом году по статье 136 УК из 627 возбужденных судами дел, только в отношении 162 лиц состоялись обвинительные приговоры, из которых 99 приговорены к ограничению свободы, 57 – к общественным работам и один к лишению свободы. Но статистика предыдущих лет представлена еще более низкими показателями. Здесь министр имел в виду 14 тысяч вообще не погашенных алиментов, лиц, которые явно уклоняются от выплаты.
Учитывая такое положение, Министерство юстиции высказывало предложение о необходимости дальнейшего совершенствования механизма взыскания алиментов.
Второй этап законодательных изменений, по информации министра, был обозначен вступившими в начале этого года в действие новыми УК и УПК, где еще более усилена ответственность, исключены такие виды альтернативных наказаний, как общественные работы и изменены подходы к расследованию этой категории.
Напомним, в прежнем УПК неисполнение обязательств по выплате алиментов относилось к делам частного обвинения и фактически становилось проблемой только матерей-одиночек. То есть фактически самых социально уязвимых категорий граждан.
В соответствии с частью 3 статьи 302 нового УПК, привлечение должников к уголовной ответственности за неисполнение алиментных обязательств отнесено к категории дел частнопубличного обвинения. «Несмотря на то, что производство дел по частнопубличным обвинениям начинается не иначе как по жалобам потерпевших и подлежит прекращению за примирением с подозреваемым, обвиняемым, подсудимым, согласно части 4 указанной статьи, прокурор вправе возбудить либо продолжить производство по делу частнопубличного обвинения и при отсутствии жалобы потерпевшего, если деяние затрагивает интересы лица, находящегося в беспомощном или зависимом состоянии, либо по другим причинам неспособного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами, либо по делу частнопубличного обвинения, затрагивающие интересы общества и государства.
Нет сомнения, что как раз таки невыполнение своих обязанностей по воспитанию, материальному содержанию своих детей и является очень важным для общества вопросом, говорит министр.
Учитывая характер данных преступлений и их последствия для общества в целом, отнесение дел, связанных с невыполнением алиментных обязательств, к категории частнопубличного обвинения вполне обосновано, поскольку позволяет защитить интересы лиц, которые по своим личным мотивам или отсутствием возможности, по состоянию, удаленности, местонахождения не обращаются или отказываются от обращения для уголовного преследования должника, тем самым, пресекая подобные преступления и превентивно воздействуя на субъекты алиментных отношений, убежден министр.
В рамках досудебного расследования, которое будет проводиться по этим делам, лицо его производящее, обязано собрать достаточное количество доказательств и направить дело в суд. При этом процессуальные действия проводятся под надзором прокурора, что отражается на их качестве и полноте. Заявитель же в этом процессе участвует только, как потерпевший и освобожден от бремени доказывания. В процессе расследования подозреваемый, осознавая тяжесть последствий, будет мотивирован на то, чтобы загладить вину перед потерпевшим до начала судебного следствия. Это наш самый главный мотив и мне кажется, что с введением этих новелл все-таки сможем здесь переломить ситуацию, надеется Берик Имашев и полагает, что
существующая негативная динамика взыскания по вышеназванным 43 тысячам проблемных производств, при включении в процесс уголовного преследования профессиональных сотрудников органов дознания и прокуратуры, должна измениться в положительную сторону. При этом должники будут на деле ощущать действенность уголовного преследования и необходимость скорейшего погашения своих задолженностей по алиментам считает министр. Таким образом, полнота ответственности за исполнение такой социально значимой категории дел как алименты, с введением изменений в законодательство расследуется не только в суде, но и ограничено в инструментах воздействия на должника в рамках своих только гражданско-правовых способов исполнительного производства, но и на правоохранительные органы. При правильном государственном подходе, проблема взыскания алиментов и привлечение к уголовной ответственности за их неуплату перестанет быть частной проблемой одного конкретного лица, не получающего алименты, а возведена в разряд социально общественно значимых.
А потом органы уголовного преследования, прокуратура, должны будут установить соответствующие ориентиры и показатели по качеству расследования и профилактики подобных преступлений, как это происходит по вопросам охраны общественного порядка и безопасности, где уровень преступности и действия на его снижение являются постоянной заботой руководства этих органов.
В целом, считает министр, положение нового законодательства оптимизирует работу судебных исполнителей в части исполнительной деятельности и укрепит их взаимодействие с правоохранительными органами. Таким образом, новые правовые институты достаточно емко и органично формируют весь механизм осуществления уголовного процесса.
Конечно, срок действия нового УПК пока еще недостаточен для глубокого анализа и выявления системных проблем правоприменения, но, как подчеркнул министр, очень важно, чтобы «мы не только исследовали проблемы правоприменения, но и видели весь потенциал, заложенный в новых УК и УПК, который еще не используется, и обращали на это внимание».
Берик Имашев считает, что эффективность нового УПК должна в корне переменить ситуацию в борьбе со злостными неплательщиками и здесь он видит большую роль прокуратуры по защите социально уязвимых слоев населения и особенно детей, которым горе-отцы не перечисляют вовремя алименты. Злостные неплательщики должны видеть неотвратимость наказания, принципиален министр. Также он ратует за создание алиментного фонда.
- Усиление ответственности алиментщиков в законодательном порядке разрешит проблему с выплатой алиментов, улучшит социальное самочувствие наших граждан, - подытожил он. - Тем самым мы будем выполнять поручения Президента, чтобы права граждан и, прежде всего, социально уязвимых слоев, были максимально защищены законом. Наши территориальные органы на местах делают все возможное по реализации нового законодательства. На сегодня уже начато судебное расследование по 521 делу. Надеемся, что все эти материалы найдут свое достойное разрешение и будут на контроле у прокуратуры.
Торгын Нурсеитова