5 марта был введен сорокапятидневный конвенционный запрет на ввоз бензина и дизельного топлива из РФ. По сведениям топливной ассоциации Казахстана (ТАК), введение ограничительной меры пока никак не отразилось на отечественном рынке, пишет газета "Литер". Ранее некоторые эксперты прогнозировали дефицит топлива в связи с предпринятыми мерами.
Сейчас на рынке светлых нефтепродуктов реализуется топливо из хранилищ нефтебаз. К тому же ежедневно отечественные НПЗ вырабатывают 4,7 тысячи тонн бензина марки АИ-92 и 9,2 тысячи тонн дизеля.
– Рынок, возможно, почувствует какие-то сдвиги в начале мая, но и то это обстоятельство под большим сомнением. До введения 45-дневного запрета в Казахстан был завезен довольно хороший объем топлива. И на сегодняшний день есть свободный остаток ГСМ, – прокомментировали в топливной ассоциации Казахстана.
Представители ассоциации отметили, что изначально они были против введения ограничительных мер, потому что подобную ситуацию должен определять рынок. Они напомнили, что уже 20 апреля запрет снимется и в Казахстан вновь можно будет завозить ГСМ из России. Сейчас на заводах и нефтебазах РК хранится практически двухмесячный запас топлива, это обстоятельство дает уверенность, что казахстанцы не будут ощущать неудобств в покупке бензина или дизеля.
В топливной ассоциации Казахстана также заверили, что нет оснований беспокоиться о цене на горючее. По их мнению, в ближайшее время никаких резких скачков, связанных с покупкой топлива, не должно быть. Причем ожидать, что стоимость ГСМ понизится, тоже не стоит.
– Мы каждый день мониторим стоимость топлива в РФ и курс рубля. На сегодняшний день розничная стоимость бензина в городах РФ составляет 32,1 рубля, что при курсе 3,18 тенге за рубль составляет 99 тенге. У них цена держится на протяжении двух-трех месяцев. А вот на ценообразовании в РК сказывается разница курса валют. Здесь есть риск в том, что, возможно, как в прошлом году, даже если границы откроют, цена станет неприемлемой для Казахстана в связи с изменением курса. Например, если курс станет 4 тенге, то этот бензин будет стоить уже 124 тенге, – поделились в ТАК.
Однако не стоит забывать, что качество российского бензина значительно лучше казахстанского. Так как, по сведениям топливной ассоциации, в РФ всего два нефтеперерабатывающих завода выпускают топливо класса «Евро-4», а остальные уже прошли модернизацию и производят ГСМ класса «Евро-5». Тогда как казахстанские НПЗ до сих пор вырабатывают горючее стандарта «Евро-2».
Стоит отметить, что в этом году объемы беспошлинных поставок ГСМ из России в Казахстан составляют 840,2 тысячи тонн бензина и 520 тысяч тонн дизельного топлива. Из этого объема уже в конце февраля текущего года было завезено в РК свыше 350 тысяч тонн АИ-92 и более 100 тысяч тонн дизеля.
Сейчас на АЗС в Казахстане цены на популярные виды топлива разнятся. АИ-92 можно купить от 90 до 99 тенге за литр. Причем отечественные топливные компании получают от своей деятельности маржу в размере 17 процентов. По сведениям топливной ассоциации Казахстана, такое положение дел устраивает далеко не всех предпринимателей. В такой ситуации наиболее комфортной была бы 30-процентная накрутка. Так как только расходы на транспортировку, логистику, хранение, зарплатный фонд, акцизы, которые платит розничный предприниматель, в совокупности составляют 20 процентов. Из остальных 10 процентов 5 составляла бы чистая прибыль владельца АЗС и 5 процентов нефтебазы.
Правда, в такой ситуации остается непонятным, как до этого времени казахстанские топливные компании развивались и получали выгоду от своего бизнеса.
Руслан Ескендир, Алматы