Сотни жителей посёлка в Акмолинской области, который пострадал от сильнейшего наводнения, до сих пор не могут отметить новоселье, сообщает телеканал КТК.
Сельчане, потерявшие свои дома ещё в апреле, живут в аварийных развалинах, многие скитаются по съёмным квартирам, а некоторые и вовсе ночуют в здании старой школы. Глава региона Сергей Кулагин пару месяцев назад в торжественной обстановке демонстративно раздал пострадавшим соотечественникам ключи от новых домов, однако эти строения, по словам местных жителей, не смогли выдержать даже первых холодов. Крыши и полы новостроек уже обваливаются, в окнах щели, в комнатах постоянная сырость.
- Мынаның бәрі судын астыңда қалган.
В этом доме любое движение хозяйки легко может стать разрушительным. Стены осыпаются на глазах, а пол и потолок ежедневно покрываются новыми трещинами. Сама Гульбаршин Ахметова до сих пор с ужасом вспоминает апрельский потоп, в ту ночь её семья лишилась всего. Большая вода не только унесла документы, мебель и даже бытовую технику, но и оставила их без крыши над головой. Новых домов от акимата люди не могут добиться вот уже полгода.
Гульбаршин Ахметова:
- Мне говорят, что мой дом снаружи целый, крыша есть. Комиссия пришла к выводу, что в таких условиях можно жить. Они пришли один раз и все. Вот уже полгода никто сюда даже не заходил, не смотрел, что происходит с жильем.
Сейчас в селе не имеют жилья около пятидесяти семей. Брошенные шкафы, телевизоры и даже запасы провизии ждут своих хозяев на улице, но везти их сельчанам попросту некуда. Из двухсот сорока восьми домов, которые признали аварийными, могут съехать далеко не все.
Сегодня многие семьи, так и не получившие обещанное государством жилье, вынуждены ютиться в здании старой школы. Здесь уже давно нет никаких удобств. Окна во многих кабинетах не закрываются, помещения не отапливаются, водоснабжения тоже нет. Чтобы согреться в минусовую температуру, пенсионеры и дети вынуждены греться только возле таких обогревателей.
Родители Ырымтай Тузбековой совсем скоро отметят восьмидесятилетний юбилей. Мать-одиночка облюбовала для себя один школьный кабинет. Женщина вспоминает, что недавно почти тридцать семей из Оразака собрали свои вещи и переехали в другое село, поближе к городу. Там им уже ждали квартиры от акимата в благоустроенных домах.
Ырымтай Тузбекова:
- По каким критериям мои родители не взяли квартиру? Меня просто вот это вот беспокоит. Или надо было, чтобы они еще были инвалидами, что ли? Слава Богу, я живая. Я сама… Я не могу говорить.
Сельчане обвиняют распределительную комиссию в предвзятости. Якобы квартиры смогли получить только родственники и знакомые членов рабочей группы. А инвалиды, многодетные семьи и старики остались без ничего.
- Мынау ма, міне качествосы, мынау ма?
Сотни строителей сегодня возводят для пострадавших семей новые дома на окраине села. Здесь же местным жителям и раздавал квартиры всего два месяца назад Сергей Кулагин.
Гульнара Ахметова:
- Посмотрите, насколько некачественно построены эти дома. Вся крыша бежит, стоит только дождю пойти. Сейчас хоть морозы ударили, капать перестало. Здесь даже батареи не держатся. Люди их своими силами вешают. В этих домах печки надо греть бесперебойно, сутками. Откуда у людей такие деньги?
Послушать жалобы сельчан сегодня приехал заместитель районного акима. Он утверждает, что новое жилье в благоустроенных домах соседнего аула пострадавшие получили по закону, комиссия распределяла его вместе с наблюдателями из самого села.
Берикжан Абуталипов, зам. акима Целиноградского района:
- Мы вообще по закону обязаны строить все здесь. Ни один человек без крыши над головой не останется. Самый главный критерий для нас – это акт технической экспертизы, что дом их признан аварийным. После этого мы им обязаны предоставить жилье.
Сегодня же представители комиссии заявили, что при распределении домов социальный статус человека никто учитывать не будет. Главное, чтобы у него были документы, подтверждающие аварийность дома. Сдать жилье чиновники обещают до 20 ноября, так что встречать сорокаградусный мороз на улице никто не будет.
Автор: Дамира Смаилова