Из-за широкого спектра экологических проблем, многие страны мира ежегодно увеличивают инвестиции в возобновляемые источники энергии. Их развитие в Казахстане остается сдержанным, фактически речь идет о начале работы в этой нише. Казахстанские эксперты подчеркивают, что, несмотря на кризис, стране важно работать в этом направлении, чтобы не отстать от общемирового технологического роста. Кроме того, постоянное удешевление альтернативных источников в определенной степени может помочь экономике страны.
Мировая тенденция
Общественность и участники энергетического рынка с каждым годом все больше говорят о развитии зеленой энергетики, а развитые страны субсидируют разработку необходимых для неё технологий уже больше 20 лет. Помимо актуального для многих стран вопроса энергетической безопасности, к развитию альтернативных источников подталкивают общемировые вопросы загрязнения окружающей среды и глобального потепления. По данным Международного энергетического агентства (МЭА) с 1973 по 2013 год объем выбросов углекислого газа увеличился более чем вдвое - до 32,1 млрд тонн, а зима 2015-2016 года стала самой теплой с 1880 года.
С усилением внимания к экологическим проблемам за эти же 40 лет доля возобновляемых источников в мировом энергопотреблении выросла в два раза с 1,6% в 1973 году. Однако широкий интерес альтернативная энергетика получила лишь в последние 5 лет - с 2010 года инвестиции в неё стали стабильно превышать 200 млрд долларов в год. За это время себестоимость выработки солнечной энергии снизилась больше чем на 60% - примерно до 40-45 долларов за мегаватт-час, а ветряной – на 30% примерно до 40-50 долларов за мегаватт-час.
Впрочем, самым результативным для возобновляемой энергетики в финансовом плане стал прошлый год. По данным Bloomberg New Energy Finance, объем инвестиций в неё вырос на 21% до 329 млрд тенге, а количество мощностей солнечной и ветряной энергетики выросло на треть. По мнению экспертов МЭА, это только начало диверсификации энергопотребления. К 2020 году доля альтернативной энергетики, с учетом гидро- и паровых источников должна вырасти до 26%, а к 2050 до 50% (в 2013 году она составляла 22%).
Катализатором изменений должен стать транспортный сектор, поскольку существующих технологий пока недостаточно, чтобы обеспечить бесперебойную поставку энергии для промышленных секторов. МЭА полагает, что количество автотранспорта, использующего возобновляемые виды топлива, к 2025 году увеличится до 80 млн. единиц с 670 тыс. в 2014 году.
Тем не менее, альтернативные источники будут привлекательны и для хозяйственной деятельности. Уже в прошлом году ветряная энергия стала самой дешевой в производстве в Великобритании и Германии, правда не без государственных субсидий. Но в ближайшие 10 лет господдержка будет сведена к нулю, а энергия продолжит дешеветь.
По прогнозам МЭА, в 2020 году производство и потребление ветряной энергии будет стоить на 10% дешевле, а солнечной - на 25%. А к 2040 году ситуация и вовсе будет переломлена: солнечная энергетика может подешеветь на 50%, а ветряная на 30%. При этом энергия из нефтегазовых источников подешевеет на 20%, а доля потребления углеводородов сократится вдвое, несмотря на ежегодно растущий объем спроса.
Зеленая энергетика в Казахстане
Сегодня выработка энергии из возобновляемых источников в Казахстане остается скромной. В 2015 году на солнечные и ветряные источники пришлось примерно 1,33% произведенных в стране объемов электричества. Однако с 2012 по 2014 год её производство выросло в 4 раза до 4,6 тыс. тонн условного топлива (или 0,66% от всего объема выработки электроэнергии). Куда лучше в Казахстане развита гидроэнергетика – последние 10 лет ежегодно она вырабатывает порядка 1,7 – 1,8 млн. тонн нефтяного эквивалента.
Бэла Сырлыбаева, эксперт по альтернативной энергетике, рассказала Vласти, что в Казахстане возобновляемые источники используются в сельском хозяйстве, животноводстве и геологии: «Они востребованы теми специалистами, которые работают в отдаленных регионах и лишены доступа к традиционной электроэнергии». В промышленности же она почти не используется из-за технологических ограничений, которые не позволяют обеспечить бесперебойность поставок.
Несмотря на малое количество институциональных инвесторов и все еще небольшие инвестиции в зеленую энергетику Казахстана, Сырлыбаева считает необходимым продолжать её финансирование. Она отметила большой потенциал ветряных и солнечных источников, а также указала на общемировое желание улучшить экологическую ситуацию. «Кроме того, в долгосрочной перспективе инвестиционный интерес к этому сегменту энергетики будет только расти. Его привлекательность в том, что он требует существенных затрат только на первоначальном этапе, а дальнейшее обслуживание этих источников не очень дорогое. При этом их воздействие на экологию будет минимальным, чего не скажешь о нефтегазовых источниках», - подчеркнула она.
Руководитель Службы стратегических исследований Библиотеки первого президента Михаил Мироненко заметил, что из-за снижения цен на углеводороды мировой интерес к альтернативной энергетике несколько снизился. Однако он считает, что дальнейшее удешевление производства не ослабит интерес к развитию возобновляемых источников. «Тенденции снижения капитальных затрат на единицу установленной мощности возобновляемых источников растут. Некоторые мировые транснациональные энергетические компании уже направляют на их развитие до 20% инвестиций», - пояснил он.
«До падения цен на нефть говорили, что через 10-20 лет возобновляемые источники начнут равноправную конкуренцию с углеводородами. Но я не думаю, что эта тенденция будет повернута вспять. Она продолжится, но умеренными темпами. Через 5 лет о ней будут говорить гораздо больше, чем сейчас. Помешать может только острая форма мирового экономического кризиса» - подчеркивает Мироненко.
По его словам, осознанно инвестировать в альтернативную энергетику Казахстан начал после утверждения концепции развития зеленой экономики несколько лет назад. Однако и 20 лет назад, когда капитальные затраты на использование возобновляемых источников были выше, их эксплуатация уже была целесообразной на определенных сельскохозяйственных территориях. Мироненко подчеркивает, что Казахстану стоит находиться в технологическом тренде всего мира, чтобы найти в нем свое место.
«Нам также нужно внедрять новые технические решения, более совершенные. Нужно проводить подготовку специалистов, вести научно-исследовательские работы. И мы, как раз, входим в этот период. Вопрос лишь в соотношении этих усилий. Не нужно пытаться в короткие сроки путем завышения затрат что-то быстро сделать. Это должно быть экономически целесообразно и оптимально», - отметил эксперт.
Согласно официальным заявлениям на разных уровнях, Казахстан не собирается прекращать развитие альтернативной энергетики, даже вопреки кризису и корректировке инвестиций. По расчетам упраздненного Министерства окружающей среды и водных ресурсов Казахстана, которые были сделаны еще в 2013 году, доля возобновляемых источников энергии к 2020 году должна вырасти до 3% от общей выработки электроэнергии. Казахстан, по заверению энергетического ведомства, обладает большим потенциалом в гидроэнергетике, который оценивается в 170 млрд кВтч и ветроэнергетике, которая может вырабатывать до 1 трлн кВтч в год. Все это должно помочь стране выполнить одну из важнейших целей стратегии «Казахстан-2050» по выработке 35% всей энергии из возобновляемых источников.
Дмитрий Мазоренко, Vласть