Глава МВД Молдавии Александр Жиздан сообщил о 17 пострадавших полицейских в ходе воскресного митинга оппозиции и пообещал допросить его организаторов. Оппозиция назвала зачинщиками беспорядков неких провокаторов, чьи действия не пресекались властями, и обвинила силовиков в применении нервно-паралитического газа. Митинг показал, что протестное движение в Молдавии — причем в первую очередь на уровне рядовых его участников — становится все более радикальным. Власть же на уступки идти не готова. Подконтрольные зампреду правящей Демпартии Владимиру Плахотнюку СМИ называют участников акций то "экстремистами", то проводниками линии Москвы, якобы пытающейся устроить в Молдавии "второй Донбасс", передает .
В Кишиневе власти и оппозиция подводили итоги воскресной акции протеста, которая обернулась столкновениями демонстрантов с полицией. Глава МВД Молдавии Александр Жиздан сообщил новые данные о пострадавших полицейских: травмы получили 17 стражей правопорядка. Пятеро госпитализированы. Господин Жиздан пообещал допросить всех организаторов протеста и определить роль каждого из них в провоцировании насилия. Он также заверил: к ответственности привлекут всех, кто совершил противоправные действия, вне зависимости от их принадлежности к той или иной партии.
Оппозиция в столкновениях обвиняет полицию. Об этом вчера заявили лидеры гражданской платформы "Достоинство и правда" и недавно зарегистрированной партии "Платформа "Достоинство и правда"". Активист Василе Нэстасе, в частности, рассказал: один из провокаторов бросил камень в сотрудника полиции. "И надо же, он попал именно в того полицейского, который был без каски. Все сотрудники правоохранительных органов были в защитных шлемах, но один нашелся без шлема. Мы нашли провокатора и передали его полиции",— сообщил господин Нэстасе.
Другой представитель платформы Кирилл Моцпан добавил, что слышал, как провокатор обратился к полицейским со словами: "Ребята, я свой".
Василе Нэстасе также сообщил, что полиция использовала нервно-паралитический газ. "У нас есть доказательства, что это был именно нервно-паралитический газ, применение которого запрещено во всем мире. Я сам пострадал, так как находился в гуще событий. Кроме того, применение газа было неправомерным, полиция ничего не сделала, чтобы не допустить столкновений. Нам непонятно также, каким образом полицейские пострадали, если они были хорошо оснащены, в касках и со спецсредствами",— заявил он.
Столкновения с полицией произошли воскресным вечером, после того как на площади закончился митинг, организованный партией и гражданской платформой "Достоинство и правда". Первые стычки начались сразу после акции, когда протестующие решили взять в кольцо здание правительства, оцепленное полицией. Люди, которых не вел никто из лидеров, спонтанно пошли на прорыв цепи и легко преодолели кордон. После этой символической акции митингующие решили идти к многоквартирному дому в центре столицы, где находятся апартаменты влиятельного олигарха, зампреда правящей Демпартии Владимира Плахотнюка, членов его семьи, а также спикера Андриана Канду, входящего в ближний круг бизнесмена. Имя последнего в Молдавии для многих стало синонимом коррупции и "захваченного олигархами государства".
Прорваться к дому протестующим не удалось. Проход перегородили полицейские в полном обмундировании. Позади них стояли наготове спецназовцы со стрелковым оружием. Там и произошли столкновения, в ходе которых полиция применила газ, а со стороны протестующих в стражей порядка полетели камни, бутылки и яйца. Не сумев пробиться к дому главного олигарха, люди пошли к его офису — Global Business Center, который оппозиция именует не иначе как "обителью зла". Там их тоже ждал плотный кордон из сотен полицейских. Впрочем, по дороге толпа немного остыла и штурмовать офис не стала.
В воскресном митинге приняли участие не более 10 тыс. человек. Среди них не было активистов левых сил — пророссийских и весьма популярных Партии социалистов Игоря Додона и "Нашей партии" Ренато Усатого. Первый рассорился с лидерами "Достоинства и правды", которые обвинили его в сотрудничестве с олигархом Плахотнюком. Второй же из Москвы сообщил, что его не будет на митинге, поскольку власть сделала все, чтобы заблокировать транспортное сообщение регионов со столицей и не дать людям приехать на протест.
Отсутствие господ Додона и Усатого и их сторонников не могло не сказаться на численности демонстрантов. Но показательно и другое — многие из пришедших были настроены максимально решительно. Участники акции требовали от лидеров конкретных действий, а не слов, а между собой говорили, что митингами ничего не добьешься и надо брать власть. Во время перемещения толпы по городу было ощущение, что лидеры не ведут людей, а едва за ними поспевают. Организаторам митинга с трудом удавалось уговорить людей воздержаться от радикальных мер.
Рост недовольства связан с тем, что Демпартия и ее союзники — либералы любыми способами стремятся удержать власть и избежать досрочных парламентских выборов, на которых настаивает бунтующая оппозиция. Явно невыполнимо для демократов и требование отправить Владимира Плахотнюка на нары. Наконец игнорируются такие пожелания, как борьба с коррупцией и деполитизация госинститутов вроде Национального центра по борьбе с коррупцией, Генпрокуратуры, Минюста и ключевых судебных инстанций.
Власти борются с оппозицией методами, которые провоцируют еще большее недовольство. Подконтрольные господину Плахотнюку СМИ называют его оппонентов то "экстремистами", то проводниками линии Москвы, якобы пытающейся устроить в Молдавии "второй Донбасс". В воскресенье появлялись десятки сообщений о снятых с маршрутов междугородних и столичных автобусах. По версии оппозиции, это было сделано, чтобы не дать жителям регионов добраться в столицу. Полицию при этом свозили в Кишинев рейсовыми автобусами.
Что-то похожее происходило по время Евромайдана на Украине в 2013-2014 годах. Там протестующие тоже в какой-то момент стали действовать автономно от лидеров. Власти же диалогу предпочитали силу. Отличие в том, что в Молдавии противостояние происходит между властью, называющей себя проевропейской, и оппозицией, чьи предводители убеждены: альтернативы пути в ЕС не существует.
Вчера лидеры "Достоинства и правды" пообещали продолжить борьбу и преподнести властям сюрпризы. Скорее всего, после пасхальных праздников.
Владимир Соловьев, Кишинев
Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ