Рынок ГСМ: восемь месяцев спустя

По данным российских статагенств, бензин в Казахстане один из самых дешевых на всем пространстве СНГ.
Ровно столько времени прошло с момента отмены госрегулирования предельных розничных цен на бензин марки АИ-92. Сегодня очевидно, что опасения населения относительно стремительного взлета цены (прогнозировали до 230 тенге за 1 литр) оказались беспочвенны. Ситуация на внутреннем рынке горюче-смазочных материалов (ГСМ) пока остается стабильной, хотя ввиду объективных причин повышение стоимости горючего видится неизбежным.

Напомним, в начале сентября 2015 года правительство Казахстана отказалось от удерживания предельных розничных цен на бензин АИ-92/93. В тот же день самая ходовая марка топлива подорожала со 108 до 128-130 тенге за литр. Пару-тройку дней отмечались повышения и понижения цен, однако рынок в итоге сумел найти оптимальную стоимость. Сегодня цена на ГСМ в Казахстане колеблется с очень незначительной амплитудой и не превышает уровень в 125 тенге. И это, несмотря на высокую волатильность финансового рынка.

Очевидно, что ценовые сговоры между участниками рынка, о которых, кстати, частенько твердят некоторые отечественные эксперты в СМИ, не более чем миф. Так же, как и их якобы желание наживаться на потребителе для получения баснословной прибыли. В совокупности получаем здоровые правила игры и открытые, предсказуемые процессы на внутреннем рынке нефтепродуктов.

Например, ввиду ряда факторов, уже сегодня можно предсказать возможное повышение цен топливо в ближайшем будущем. Весна – традиционно время оживления, а повышенный спрос, как известно, может подтолкнуть цены вверх. К тому же цены на АИ-92 в России, откуда Казахстан импортирует до 30% топлива, достигли в рознице 35,55 рублей за литр или около 178 тенге. Резкое удорожание объясняется просто: в условиях низких цен на нефть, продолжающегося мирового кризиса и, как следствие, дефицита бюджета, в России с начала года дважды повысили акцизы на светлые нефтепродукты. Ввиду едва ли не двукратного роста акцизов биржевые цены на ГСМ уже в I квартале 2016-го выросли практически на четверть. Понятно, что российским поставщикам в сложившейся ситуации завозить нефтепродукты в Казахстан невыгодно – слишком низкая у нас розничная цена (но не стоит забывать, что цена, при отсутствии госрегулирования, формируется под воздействием спроса и предложения).

К слову, по данным российских статагенств, бензин в Казахстане один из самых дешевых на всем пространстве СНГ (рис. 1). Еще меньшая цена на топливо разве что в Туркмении, но доходы казахстанских и туркменских потребителей вряд ли можно сопоставить. К тому же дешевый бензин в этой стране доступен только гражданам страны и при наличии паспорта. Что касается других постсоветских стран, то наиболее высокие цены установились в Армении, Узбекистане и Таджикистане: в 2016-м в этих трех государствах отмечено почти 100% подорожание горючего.

Рис. 1. Топ-10 стран с самой низкой стоимостью бензина (в центах за 1 литр)


Ситуация, как видим, не так плоха, как кажется. И в нашей стране еще не самые высокие тарифы на горючее. К слову, о «бросовых» ценах на бензин в Венесуэле. Стоимость на ГСМ в стране были фиксированными в течение последних 20 лет и ежегодные топливные субсидии составляли 12,5 млрд долларов США. Но в феврале 2016-го кризис в мировом энергетическом секторе подтолкнуло государство повысить в 60 раз цены на них. В общем, как показывает практика, законы рынка рано или поздно берут свое.

Фото: kyrtag.kg
Следите за новостями zakon.kz в: