Мажилисмен Мухтар Тиникеев добивается снижения штрафов за нарушение правил дорожного движения. Он уверен, что их размер не влияет на количество нарушений, которые совершают водители. Высокие штрафы на руку только недобросовестным инспекторам, которые заботятся не о пополнении государственной казны, а собственном кармане.
С тем, что в Казахстане слишком высокие штрафы за нарушение правил дорожного движения, согласны не только водители, но и Генеральная прокуратура. В январе она поднимала этот вопрос. Представители надзорного органа даже озвучивали свои доводы. Самый главный из них касается благосостояния народа. Казахстанцы не успевают зарабатывать столько денег, сколько надо, чтобы заплатить по счетам. С 2001 года размеры некоторых штрафов выросли в 28 раз — с 15 тысяч до 424 тысяч тенге (200 МРП). А средняя зарплата увеличилась всего в 7 раз — с 17 тысяч тенге до 127 тысяч тенге.
— Раз этот вопрос будируется в нашем обществе, значит, его нужно решать, — заявил депутат Мажилиса Мухтар Тиникеев в интервью корреспонденту «НВ». — Зарплату повысили не всем. Уровень жизни народа за последнее время не стал лучше. А размер месячного расчетного показателя, по которому вычисляются штрафы, вырос. Я выступил на правительственном часе и спросил у министра МВД: как может штраф составлять 90 тысяч при зарплате в 50 тысяч тенге? Я утрировано назвал размер зарплаты. Я тем самым хотел сказать, что сейчас некоторые штрафы выше, чем доходы нашего народа.
Однако Министерство внутренних дел стоит на своем: штрафы снижать нельзя. Иначе это приведет к увеличению нарушений и аварий на дорогах. Высокие штрафы — это как кнут для водителей. Нет денег — не нарушай.
— Я однозначно скажу: то, что мы усилили наказание, повысили штрафы, повлияло на количество дорожно-транспортных происшествий, — заявил министр Калмуханбет Касымов на правительственном часе. — Три года идет снижение правонарушений на местах. Я считаю, что это международная практика. Пусть человек не нарушает! Мы не должны смотреть на его карман. Он должен смотреть на закон. Поэтому мы считаем, что закон был принят правильно.
Однако Мухтар Тиникеев не разделяет мнение главного полицейского нашей страны. Он уверен, что не высокие штрафы повлияли на уменьшение количества нарушений на дорогах. По его мнению, сотрудники дорожной полиции просто не составляют протоколы на тех, кто пересек двойную сплошную или еще как-то нарушил ПДД. Они предпочитают разобраться с водителем без лишнего шума и бумаг.
— По большому счету, сокращение числа нарушений пошло не за счет роста штрафов, а за счет увеличения откатов сотрудникам дорожной полиции, — уверен депутат. — Вы, наверно, были свидетелями таких ситуаций, когда инспектор останавливает машину, из нее выходит водитель и садится в автомобиль дорожной полиции. А почему он вообще это делает? Здесь уже с самого начала видно, что это развод и выманивание денег. Мне водители рассказывали, что, когда садишься к ним в машину, они начинают тебе показывать Административный кодекс и рассказывать, за какое нарушение какой положен штраф. Это ли не намек: дай нам денег, и мы тебя штрафовать не будем?
Мажилисмен говорит, что сам с поборами на дорогах не сталкивался. Он — личность известная. Возможно, поэтому сотрудники дорожной полиции автомобиль Мухтара Тиникеева не останавливают.
— Наши чиновники любят ссылаться на европейский опыт, — рассуждает мажилисмен. — Но в Европе штрафы не превышают размер заработной платы. В Европе сотрудники дорожной полиции не прячутся в кустах. В Европе, если человек нарушил ПДД, то сотрудники дорожной полиции подходят к нему и говорят: «Вы забыли включить фары. Включите, пожалуйста, и больше не нарушайте». Там водителей предупреждают, а у нас — не успел человек выехать со двора, к нему бежит сотрудник дорожной полиции и штрафует!
По данным Генеральной прокуратуры, минимальный штраф за превышение скорости в Люксембурге составляет в переводе на нашу валюту 15 тысяч тенге. Это при том, что средний доход их граждан — примерно миллион тенге. А у нас при средней зарплате по республике в 127 тысяч тенге минимальный штраф за превышение скорости равен 21 тысяче тенге. Что касается максимального штрафа для гонщиков на дорогах, то в Люксембурге он составляет 45 тысяч тенге, в России — 22 тысячи тенге, а в Казахстане — 84 тысячи тенге.
— Я сказал министру МВД, что его люди должны работать на предупреждение, а не карать водителей, — рассказывает Мухтар Тиникеев. — Они же являются теми, кто стоит на передовой и олицетворяет собой власть. Они должны быть для народа, как отцы родные: где надо — подсказать, где надо — пожурить. Жезл им дали, чтобы они не «капусту» рубили, а сложные ситуации на дороге разруливали. А они встанут в удобном месте, где, например, стоит знак «40 км» или «обгон запрещен», и, затаившись, ждут нарушителей.
При этом Мухтар Тиникеев не выступает за смягчение наказания, как он выразился, для «пьяных убийц». Кстати, за управление автомобилем в нетрезвом виде предусмотрено лишение прав на три года. А если из-за пьяного водителя произошла авария, то ему запретят садиться за руль следующие пять лет.
Увы, все эти аргументы не повлияли на мнение министра МВД Калмуханбета Касымова. Он по-прежнему не считает нужным прислушиваться к мнению народа и его избранника и внести поправки в Кодекс об административных нарушениях.
— Министр не пошел навстречу, но я все равно буду добиваться того, чтобы мы вернулись к этому вопросу, — уверяет Мухтар Тиникеев. — Чтобы избиратели не думали, что я один раз сказал и забыл.
Фото: azh.kz