Д.Кривошеев: Криптовалюты противоречат Конституции

У любого государства есть две базовых монополии - деньги и жизнь и делиться ни тем, ни другим оно не решится.

Биткоин торгуется выше 14 тысяч долларов за единицу и складывается впечатление, что его ежедневный рост на 3-5% больше похож на истерику рынка, чем на инвестиционное озарение. Сейчас балом правят ожидания, ведь ресурс инструмента ограничен, а значит, суммарно рынок будет взвинчивать спрос на него, возводя электронные деньги в абсолют доходности. При этом верхней планки нет, тут разве что фантазии игроков могут определить, где тот самый стеклянный потолок, о который разбиваются мечты.

В конечном итоге история похожа на пирамиду, где за все заплатят те, кто пришел к концу банкета. Правда, предсказать окончание этого пиршества не может никто. Не способствует этому и появление новостей о появлении деривативов биткоина. Комиссия по торговле товарными фьючерсами США дала официальное разрешение на торговлю фьючерсами на биткоин.

При этом в Казахстане идут жаркие споры о будущем криптовалют на самом высоком уровне, и если действующий глава Национального банка честно признался в том, что не совсем понимает этот финансовый инструмент, то его предшественник, а ныне глава МФЦА Кайрат Келимбетов заявил: «Блокчейн и криптовалюты уже вошли в господствующую тенденцию сегодняшней экономической действительности. Большинство ведущих финансовых регуляторов Астаны уже начали свою работу и закладывают основу финтех-экосистемы Казахстана. Мы полагаем, что МФЦА может стать международным центром для блокчейновых операций, и развитие цифрового рынка — наш ключевой приоритет на ближайшее будущее».

Хотя и периодически оговаривается, напоминая инвесторам, что: «…тут есть ваш риск, который вы осознанно берете и на самом деле, это достаточно опасно. Вы видите, как биткоин в течение недели может так сильно менять свое значение, и многие эксперты предостерегают. Но самое большое, мы опасаемся каких-либо злоупотреблений или махинаций, или мошенников, которые могут собирать деньги с населения, оперируя какими-то новыми терминами».

Конечно, когда на самом высоком уровне обсуждается майнинг и возможность зарабатывать на новых инструментах, появление спекулянтов и посредников, зачастую мошенников, вполне естесственно. Так, генеральная прокуратура Казахстана сетует на «отсутствие законодательного регламентирования оборота криптовалют», что, по мнению надзорного органа, создает благоприятные условия для отмывания и вывода финансов за рубеж, финансирования терроризма и прочих аморальностей. При этом настоятельно рекомендует регулятору «разработать и принять самостоятельный законодательный акт как на национальном, так и на международном уровне, предусматривающий все правовые механизмы регулирования криптовалюты, включая понятие, порядок движения, рынок криптовалют, ответственность», что фактически означает признание самого факта существования цифровых денег в законном поле.

Появление подобного документа переведет криптоденьги в легальное регулируемое пространство, а это противоречит действующему законодательству в корне. Это прокуратура не может не понимать. Кстати, об этом уже серьезно задумались в России. Там также пытаются написать хоть какой-то закон на тему, но любые усилия разбиваются о реальность.

Заместитель министра финансов Алексей Моисеев вынужден был напомнить, что в России все расчеты должны проходить в рублях, а его ведомство пытается сочинить поправки в законы, которыми будут более детально прописаны принципы этой конституционной нормы и наказание за её нарушение. В Казахстане действует тот же самый принцип и любое трактование законности или незаконности криптовалют нарушает основы конституционного строя. Для государства виртуальных денег не существует, криптовалюта не должна приниматься в качестве средства платежа ни в кафе, ни при сделках с недвижимостью, ни где-то еще, как и в случае с долларом. Конечно, сами сделки контролировать невозможно, но юридически это выглядит так.

Соответственно, вслед за Россией мы должны принять поправки в законы, которые определят попытки создания криптоденег, как деяния фальшивомонетчиков. Назначить за это уголовное и административное наказание и на этом поставить точку. Если же этого не сделать, то нужно признавать поражение тенге, и отменить программу дедолларизации экономики, вслед за чем отменить наказание за параллельное хождение иных валют на территории Казахстана. Отменить дискриминационные санкции, которые приняты последнее время против иностранных денег, например, искусственно заниженные относительно тенге проценты по валютным депозитам, разрешить платить налоги и зарплаты любыми удобными деньгами и, в конце концов, отменить ограничения по кассовым операциям в магазинах, разрешив им принимать любую валюту.

Таким образом, главный возможный актив Международного финансового центра Астана, на котором планировалось зарабатывать, по сути, вне закона. Проще легализовать легкие наркотики, это нанесет куда меньше вреда, чем эксперименты с денежными суррогатами. Конечно, государство может признать криптовалюту товаром, что изменит ее законодательную оценку, но и параллельно отменит ее ценность, превратив покупки в бартер. К сожалению, других понятных идей для заработка и продвижения у международных инвесторов у МФЦА пока не прослеживается. Те пять направлений работы центра, включая создание новой биржи, - бесперспективны. Ну а создание независимого финансового суда и международного арбитражного центра на основе английского права - не менее антиконституционны, чем появление виртуальных денег. Главный закон гарантирует нам целостность права для каждого гражданина, а альтернатива МФЦА дискриминирует, даже, можно сказать, сегрегирует по цвету паспорта. Поэтому хочется процитировать премьер-министра Казахстана Бакытжана Сагинтаева: «Кайрат Нематович, это вызов не только для Вас, но и для всех нас. Такой огромный, большой проект в рамках пяти институциональных реформ. И у нас нет права на ошибки».

Возвращаясь к Биткоину, сложно даже предположить, чем закончится вся эта история, может, он будет стоить и 50 тысяч долларов, но останется пустышкой. Правительства до сих пор не знают, как реагировать на этот феномен, но можно уверенно сказать, что там быстро осознают угрозы конкуренции и попытаются их нейтрализовать. У любого государства есть две базовых монополии - деньги и жизнь и делиться ни тем, ни другим оно не решится.

Следите за новостями zakon.kz в: