В сентябре текущего года ТОО "Астана LRT" привлекло первые средства облигационного займа в размере 420 млн долларов, из которых 343 млн долларов 27 сентября 2019 года были направлены на полное погашение займа перед Банком развития Китая. Об этом в ответе на официальный запрос inbusiness.kz сообщили в управлении транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Нур-Султана.
Согласно условиям кредитного соглашения, досрочное погашение осуществляется вместе с начисленными процентами за используемый период.
Астана LRT осуществлено досрочное погашение с учетом начисленных вознаграждений. Неустойка со стороны китайской стороны не начисляется. На сегодня расторжение действующего ЕРС-договора с подрядной организацией не предусматривается, говорится в ответе.
4 мая 2019 года госкомиссией по вопросам модернизации экономики принято решение о рефинансировании проекта путем выпуска заказчиком – ТОО "Астана LRТ" облигаций на сумму 1,5 млрд долларов под госгарантию. Отказ от займа Банка развития Китая в пользу выпуска облигаций со ставкой купона 3,25% на пятилетний срок позволит значительно снизить финансовую нагрузку на республиканский бюджет от первоначально предусмотренных 2,6 млрд до 1,8 млрд долларов в части расходов на обслуживание займа на сумму более 800 млн долларов.
На вопросы, оговорена ли в договоре возможность отказа от подвижного состава китайского производства и в случае отказа предусмотрен ли штраф или неустойка с казахстанской стороны, в управлении отметили, что "учитывая наличие действующего договора с подрядной организацией, а также вложенные средства, расторжение договора на данном этапе нецелесообразно".
Как подчеркивает финансист Расул Рысмамбетов, EPC-контракт (engineering, procurement, construction) предусматривает проектирование, закупку и строительство.
"В проекте строительства наибольшую стоимость представляет подвижной состав. По договору его поставит китайский поставщик. То есть китайский банк давал деньги китайским компаниям под гарантии казахстанской стороны. Это не совсем, строго говоря, инвестиция, а просто заказ на деньги китайской стороны".
Аким города Алтай Кульгинов озвучивал причины, по которым нельзя остановить строительство линии в Нур-Султане. Так, в числе названных оснований были принятые международные обязательства. Ранее он сообщал, что "последствия отказа будут намного серьезнее по финансовым обязательствам". Теперь, когда долг погашен, эта причина отпадает. Второй причиной Кульгинов указал, что в EPC-контракте не предусмотрен платеж НДС со стороны подрядчика – иностранного партнера. По его словам, за это время подписано дополнительное соглашение, что даст 200 млн долларов налогов в бюджет. Просьбу прокомментировать данный момент в официальном запросе в управлении транспорта проигнорировали.
Вопрос о конкретных причинах, по которым акимат не может отказаться от реализации проекта, тоже остался без ответа.
В октябре Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил активизировать расследование по делу LRT, взяв во внимание не только побег за рубеж экс-руководителя, но и проверить руководителей акимата, которые ранее ставили свои подписи. Позже стало известно, что в отношении более 10 человек проводятся проверки по делу о хищениях при строительстве проекта.