Как проходит совершенствование таможенной системы в Казахстане и внедрение процессов автоматизации и новых технологий, рассказали в Комитете государственных доходов, передает zakon.kz.
Так, в рамках Кодекса "О таможенном регулировании в Республике Казахстан" создана правовая основа для совершения таможенными органами и лицами таможенных операций посредством информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов.
Возможность осуществления автоматизированного контроля всего таможенного процесса с момента подачи предварительной информации, применения системы управления рисками, оформления транзита, хранения товаров на складе временного хранения до контроля после выпуска товаров охвачена информационной системой Комитета государственных доходов МФ РК "АСТАНА-1".
- Совершение всех этих операций без участия сотрудника таможни, исключение необходимости физического присутствия декларанта и предоставления документов подтверждают реализацию в Казахстане 100% электронного таможенного декларирования, - отметили в комитете.
Переход на электронное декларирование увеличил эффективность деятельности не только предприятий, ведущих активную внешнюю торговлю, но и таможенных органов в целом.
Сотрудники таможенных органов получили возможность обрабатывать большее количество информации за меньшее время, что позволило существенно сократить время выпуска товаров.
Как отметили в КГД, время выпуска декларации в зеленом коридоре составляет 1 минуту, тогда как время выпуска декларации в красном и желтом коридорах продлевается в связи с назначением досмотра, экспертизы и проверки документов. Все процедуры при этом прозрачны для всех сторон процесса.
Дальнейшее упрощение таможенных процедур для участников внешнеэкономической деятельности планируется обеспечить за счет информационной системы "Единое окно" по экспортно-импортным операциям.
Система основана на инновационном концепте, в соответствии с рекомендациями ООН № 33-34 и положениями Соглашения по упрощению процедур торговли и другими документами.
Портал "Единого окна" позволит участникам внешнеэкономической деятельности представлять документы, необходимые для совершения экспортно-импортных операций, в стандартизированном виде через единую точку входа.
Многие услуги и функции, которые сопутствовали таможенным операциям, ранее получались через разрозненные системы. Дело осложнялось также отсутствием интеграции с нужными базами данных.
Объединив более 13 информационных ресурсов, в числе которых ИС "АСТАНА-1", ГБД "Е-лицензирование", различные реестры и другие системы, сведения из которых необходимы для совершения таможенных операций, портал "Единого окна" создает такие условия, когда участникам ВЭД не нужно будет ходить по разным инстанциям для сбора тех или иных документов и разрешений.
Через портал "Единое окно" участники ВЭД могут получить услуги из более 10 государственных органов. Документы через Единое окно выдаются как государственными органами, так и аккредитованными организациями. Например, сертификаты соответствия будут выдаваться более аккредитованными лабораториями, которые будут осуществлять свою деятельность в Едином окне.
Кроме того, в "Едином окне" предусмотрено оказание услуг в сфере таможенного дела.
Как отметили в ведомстве, внедрение "Единого окна" создаст условия для упрощения и ускорения процессов прохождения таможенных процедур, сокращает временные и стоимостные издержки участников ВЭД.
Благодаря исключению человеческого фактора при принятии решений будут минимизированы коррупционные проявления, повысится прозрачность действий таможенных и других государственных органов. Это все в свою очередь окажет благотворное влияние на рост экономических показателей и повышение конкурентоспособности нашей страны в мировом и региональном масштабах.