После запуска эфирного цифрового телевидения власть заговорила о восстановлении парка антенн коллективного приема. В разных регионах ситуация с антеннами, как и потребность в них, различна, но объединяет регионы одно – местные кабельные операторы очень болезненно реагируют на «антенные» инициативы властей.
ГДЕ СКПТ, А ГДЕ СКТ
Антенны коллективного приема до сих пор являются обязательным инженерным оборудованием многоквартирного дома. Технически они должны быть не только во всех уже построенных домах, но и в строящихся – без СКПТ (системы коллективного приема телевидения) не пройти официальную приемку. Но, как и пресловутая радиоточка, не везде эта инфраструктура действительно востребована. В одних регионах системы коллективного приема существуют и обслуживаются теми же кабельными операторами, в других их давно упразднили, заменив кабельной сетью, а в третьих – это хозяйство вообще брошено.
Кстати, многие кабельные сети начинались как раз с того, что энтузиасты брали под крыло сети коллективного приема по месту жительства: обновляли кабель и сами антенны, подключали квартиры, а потом объединяли несколько одинаковых сегментов сети в единую структуру. По мере появления в сети головной станции, дающей дополнительные каналы (например, принимаемые со спутника), операторы постепенно получали лицензии.
Видимо, так и закрепилась в головах идея о тождественности СКПТ и СКТ. Один известный нам оператор – член Облтелесети – получил лицензию в 2000 году и без добавления каналов в сеть – только обслуживая системы коллективного приема. На этот шаг его вынудили пойти налоговые органы и Роскомнадзор (в то время Госсвязьнадзор), объявив СКПТ сетью кабельного телевидения в соответствии с разъяснительным письмом Управления Госсвязьнадзора. Поскольку письмо это отменено не было, в течение 15 лет он 3 раза успешно продлевал «кабельную» лицензию, проходил соответствующие проверки.
ПРИСОЕДИНЕНИЕ К РТРС
Операторы активно использовали эфирные антенны для приема сигнала местных каналов при их ретрансляции в сеть, особенно если речь шла о небольших сегментах сети, присоединение которых к единой структуре было финансово нецелесообразно. Ситуация изменилась после того, как на повестке дня появились так называемые точки присоединения к РТРС. С этого момента у кабельных операторов появилось право брать сигнал 20 бесплатных каналов (и 21-го регионального – кабельной «21 кнопки») не из эфира, а только из согласованного с РТРС источника на территории обслуживания сети, оплачивая проект присоединения и ежемесячное обслуживание линии. Естественно, что даже после уточнения зон обслуживания кабельных операторов далеко не всем выгодно было тянуть волокно к местному филиалу РТРС. Смешнее всего ситуация выглядела как раз в зоне обслуживания упомянутого выше оператора – на его 772 коллективные антенны, не связанные в единую сеть, РТРС выдала согласование на присоединение несмотря ни на какие пояснения.
Впоследствии с этим противоречием оператор разобрался, но только после изменения лицензии. От лицензии в принципе он пока не отказывается, хотя деятельность по эксплуатации и обслуживанию системы коллективного приема сигнала эфирной цифры признали хозяйственной, не требующей лицензирования. Однако это породило больше вопросов, чем ответов.
СЕРТИФИКАЦИЯ ВМЕСТО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ?
Отделить операторскую деятельность от обслуживания систем коллективного приема не так просто, особенно в регионах. Многие операторы с «кабельными» лицензиями продолжают обслуживать отдельные части антенного парка – это значимая часть их бизнеса, которую не хотелось бы терять, тем более, что модернизацию устаревшего «железа» они проводили на свои средства.
Казалось бы, можно и не разделять операторскую деятельность от обслуживания СКПТ, но запуск эфирной цифры привлек повышенное внимание к этому вопросу. На встрече совета Облтелесети, который прошел в февраля 2019 года в Санкт-Петербурге, операторы области отмечали, что к ним уже обращались муниципальные власти либо за информацией о состоянии антенного парка, либо с предписанием привести его в порядок и чуть ли не еженедельно отчитываться о проделанной работе.
Пока кабельщики ограничиваются отчетами о том, что жители получают телевидение и не выставляют претензий. Такой ответ должен удовлетворить власти, ведь их забота – отсутствие социальной напряженности в связи с отключением аналога. Но сама постановка вопроса кабельщиков явно не устраивает. Безусловно, они готовы поработать – не менее трети собравшихся на совете операторов высказывалась с идеями не просто поучаствовать, а возглавить процесс модернизации антенного парка (по принципу«Не можешь противиться, возглавь»). Проблема в другом – в неясном правовом статусе антенного хозяйства.
По сути СКПТ считается общедомовым имуществом. А значит, любой, кто восстанавливает ее, фактически делает подарок собственникам жилья. Раньше операторы чувствовали свою защищенность в этом вопросе, поскольку для работы с сетью требовалась «кабельная» лицензия. Просто так с улицы ее не получить, то есть никакая сторонняя компания неожиданно не придет на их место. В отсутствии лицензирования ничто не мешает управляющей компании навсегда распрощаться с кабельщиком после приемки СКПТ, пригласив обслуживать последнюю кого угодно или вообще отказавшись от обслуживания – выбрав какого-нибудь инициативного жильца, который будет ходить на крышу и следить по необходимости.
СКПТ – сложная инженерная система, которая согласно правилам должна обслуживаться специализированными организациями. Но как сформировать барьер для профанов на пути к этим системам?Кабельные операторы пока не сошлись во мнении, стоит ли настаивать на том, что обслуживание СКПТ должно быть их приоритетом. Даже если решить вопрос с защитой их позиции, остается проблема бесплатности эфирной цифры. Реклама проекта РТРС поселила в головах абонентов уверенность в том, что 20 каналов им предоставляются бесплатно. Зрители особо не задумываются, какие технические средства для этого используются, поэтому плата за обслуживание коллективной антенны для них факт неочевидный. Все еще возникают вопросы, вроде,на каком основании вы берете плату за техническое обслуживание сети, если Путин сказал, что 20 каналов бесплатны?. Минкомсвязи в этом вопросе стоит на стороне кабельщиков: в разъяснительном письме, направленном в декабре 2018 года Президенту АКТР Юрию Припачкину, четко сказано, что есть лишь два способа получения абонентом пакета бесплатных каналов от оператора платного телевидения по договору: в составе платного пакета или с оплатой за доступ к сети и иные сопутствующие услуги. То есть, в любом случае зритель должен вносить некую абонентскую плату.
Вопросы вызовет и размер этой платы, особенно если пользоваться СКПТ будут лишь 10% жильцов дома, поскольку остальные уже давно получают кабельное ТВ. Им-то и придется обеспечивать окупаемость обслуживания, если не будет предложено какой-то схемы с оплатой по метражу квартиры, вне зависимости от подключения к СКПТ.
В некоторых районах из-за высокого проникновения кабельного ТВ уже проще забыть о коллективной антенне и подключить остальных жильцов к кабелю. Но тут в игру вступают другие силы. На волне шума вокруг отключения аналога и перехода на цифровое вещание появляются инициативные менеджеры конкурентов, которые вводят жителей в заблуждение, заявляя будто местные операторы с аналогом прекратят работу вместе с отключением аналогового эфира. Сообщения об этом поступали из самых разных регионов, причем, замешаны тут оказались вдаже крупные компании. “Наверху”, похоже, попытались прояснить ситуацию раз и навсегда, заявив, что на фоне отключения аналогового телевидения именно мошенники пытаются заключать договора на платные пакеты. Поэтому доверие к честным операторам, пытающимся оптимизировать расходы, выбирая кабельное ТВ вместо СКПТ, уже подорвано.
ОТКАЗАТЬСЯ НЕЛЬЗЯ
Определенные риски для операторов есть и в том, чтобы отказаться от антенного хозяйства. Поскольку теме цифрового телевидения сейчас уделяется повышенное внимание, не исключено, что при отказе кабельщика от сотрудничества антенны восстановит кто-то другой, например, по примеру Казани – из Фонда капитального ремонта. И региональные операторы опасаются, что имея конкурента с 20 бесплатными каналами, которому не надо будет заботиться об окупаемости строительства, они растеряют всю абонентскую базу.
Хотя на встрече совета Облтелесети почти половина времени была посвящена «антенному» вопросу, высказывалось много предложений и замечаний, сам вопрос так и остался открытым. Тут просто невозможно какое-то решение без поддержки со стороны власти. Итогом обсуждения стало письмо с разъяснениями, которое было направлено Правительству Ленинградской области и АКТР. В тексте письма операторы отметили, что могут продолжить аналоговое вещание в сети и после отключения аналога. А присутствовавший на совещании в качестве гостя вице-президент АКТР Михаил Силин порекомендовал добавить замечание о том, что операторы готовы организовать в своих сетях круглосуточное дежурство в ходе переходного периода (после отключения эфирного аналога), чтобы решить насущный вопрос региональных властей – снизить ожидаемый градус социальной напряженности после отключения аналога.
Правительство Ленинградской области еще не успело дать официальный ответ, однако позитивно отреагировало на включенную в текст письма просьбу организовать переговоры по данному вопросу с заинтересованными сторонами. Мы будем следить за развитием ситуации.