Интервью с руководителем Яндекс Go в Казахстане о планах компании, конкуренции и расследовании

Яндекс Go доступен на рынке Казахстана уже более 6 лет. Можно по-разному относиться к этому сервису, но он точно кардинально поменял рынок перевозок и сделал онлайн-способ заказа такси привычным.
Что планирует компания развивать в нашей стране, куда идут заработанные деньги и какая у сервиса позиция по расследованию АЗРК – обсудили с руководителем Яндекс Go в Казахстане Байдуйсен Тайыром.

— Тайыр, сейчас принято подводить итоги года и ставить цели на новый. Расскажите про итоги 2022 года для Яндекс Go у нас в стране?

— С начала прошлого года в Казахстане цены во всех сферах начали расти. Сразу было понятно, что это новая реальность, и нам нужно как-то адаптироваться. Мы стали предлагать нашим пользователям новые способы уехать на такси дешевле. Так, в Алматы, Астане, Шымкенте и Актобе в приложении появилась услуга "Вместе", которая работает просто – по сути вы делите с каким-то другим пассажиром стоимость поездки, так как ему с вами по пути, часть маршрута совпадает. Выбирая опцию, вы соглашаетесь, что в дороге к вам присоединится человек, то есть это ни для кого не сюрприз, конечно. Водитель тут тоже в выигрыше – вместо одного заказа примерно за то же время выполняет сдвоенный заказ, получая оплату больше.

Также в Алматы мы запустили в пилотном режиме наши "Шаттлы" – это по сути минивэны, которые курсируют в центре города, а пассажиры бронируют себе места в нем через приложение. Видишь в приложении этот тариф не всегда (только если бронируешь поездку в момент, когда шаттл проезжает рядом), но зато экономия выходит существенная – поездка от 150 тенге в комфортном минивэне.

Вообще за совместными поездками с такой "умной" системой заказа будущее. С одной стороны, это может значительно удешевить поездку, когда это нужно, с другой – это оптимизация маршрутов, а значит сокращение перепробега и рост утилизации транспорта.

В прошлом году наша команда продолжила заниматься социальными проектами. Например, в ноябре мы запустили акцию, где за поездки каждую пятницу мы перечисляли средства четырем фондам: "Добровольное Общество "Милосердие", "Кең Жүрек", "Күн бала" и "SOS Детские деревни Казахстана". Уточню, что это собственные деньги Яндекса, а пользователи, делая больше поездок, влияли на сумму.

Еще в Алматы и Астане завершился наш пилотный проект по субсидированию поездок для инвалидов I и II группы. Теперь мы планируем адаптировать Яндекс Go, чтобы пользователям с ограниченными возможностями было удобнее заказывать такси. Сейчас консультируемся с фондами и вместе готовим обучающие материалы для водителей, которые помогут им лучше выполнять заказы маломобильных пользователей.

Для нас действительно важно, чтобы приложение было доступно для всех. В сервисе уже есть технологии для слабослышащих и глухих водителей и курьеров, которые позволяют им выполнять заказы сервиса. Пользователь приложения видит предупреждение, если на заказ едет слабослышащий водитель. До поездки приложение просит указывать место, куда нужно доехать, и для связи использовать чат, а не звонки. Когда исполнитель с нарушениями слуха получает новый заказ, то сигнал подается вибрацией и миганием экрана. Кстати, мы адаптировали приложение для слабослышащих водителей в 2018 году, а затем упростили работу с приложением и для слабослышащих курьеров.

— Это относительно свежие проекты. А раньше вы как-то помогали, участвовали в благотворительности?

— Конечно, мы всегда уделяли время социальным проектам. Например, в ряде стран, включая Казахстан, продолжается наше партнерство с волонтерскими организациями, которые занимаются поиском пропавших людей. В водительском приложении приходят ориентировки от Lider.kz тем, кто согласился участвовать в проекте. Там вся необходимая информация – фото человека, его приметы и адрес, где его, вероятно, видели в последний раз, и номер для связи с поисковым отрядом. Таксисты, выполняя заказы в разных частях города, могут оперативно распознать пропавшего даже среди прохожих. Были случаи, когда водители сами находили по ориентировкам пропавших пожилых людей или детей. А иногда они помогают волонтерам и бесплатно возят их на поиски ночью или в холод.

В пандемию у большинства благотворительных организаций была потребность в быстрой и доступной логистике. Привычный подход к перевозкам и доставкам пришлось пересмотреть – важно было минимизировать число контактов. Мы выделяли бесплатные поездки через наш сервис, чтобы подопечные могли ездить на процедуры и регулярные осмотры. Помогали доставлять продуктовые наборы и теплые вещи.

— А будете что-то еще делать для фондов в перспективе?

— Да, теперь мы хотим запустить в Казахстане свой социальный проект. Наша задача сделать системный проект вместе с фондами-партнерами, сейчас как раз ведем с ними переговоры. Социальным организациям важна регулярность – и мы будет готовы стабильно обеспечивать бесплатные поездки. Так им легче планировать заботу о подопечных. По итогам переговоров видим, что благотворительным организациям можем помочь своими сервисами и технологиями: например, с передвижением по городу подопечным и волонтерам, доставками и бесплатными доступами к инструментам для бизнеса для оптимизации рабочих задач. За такие заказы водители получают деньги, причем мы не берем комиссию.

Еще важное направление, которое продолжим развивать – подготовка IT-специалистов. С 2017 года в Казахстане у нас действует обучающая программа для учеников старших классов. Она позволяет талантливым подросткам освоить Python, научиться создавать веб-приложения и пользовательские интерфейсы. В рамках обучения они решают такие задачи, с которыми ежедневно сталкиваются разработчики. В новом учебном году как раз при поддержке Яндекс Go программа будет доработана, чтобы еще больше талантливых учеников могли пройти обучение востребованной профессии, реализовали свой потенциал, поступили в ведущие вузы страны и мира. Уже учащиеся и выпускники участвуют и проявляют себя в международных хакатонах от мировых компаний, устраиваются на работу в международные IT-корпорации.

— А какие цели у сервиса на новый год?

— Казахстан всегда был и остается для нас важнейшим регионом. Мы стараемся внедрять здесь новые технологии и сервисы максимально быстро. Для Яндекс Еды Казахстан стал первым международным рынком в 2019 году. В этом году точно порадуем казахстанцев новыми сервисами, которые, надеюсь, станут частью городской инфраструктуры.

Тема роста цен на все остается актуальной – поэтому будем и дальше искать решения, которые помогут сэкономить – на поездках, на доставках, на заказах. При этом, мы понимаем, что для сотен тысяч казахстанцев являемся важным источником заработка или подработки. У нас целый стек технологий, которые помогают водителям и курьерам увеличить заработок.

Ну и традиционно продолжим инвестировать в безопасность – внедрять наши технологии, которые делают поездки безопаснее, комфортнее.

Фото: Яндекс Go


— Вы первыми ввели страхование, насколько я помню?

— Да, все так. Причем это наша собственная программа страхования для пассажиров и водителей, мы не берем за страховку деньги с них, полностью финансируем все за свой счет, хотя по закону платформы не обязаны этого делать, понимаем свою ответственность. Каждый человек, находящийся в машине во время поездки, за наш счет застрахован на сумму до 4 млн тенге.

— Сейчас звучали призывы активизироваться местным игрокам, звали вернуться и китайский онлайн-сервис. Видим, что в регионах стремительные обороты набрал другой сервис пассажирских перевозок. Что будете делать, чтобы вами продолжали пользоваться и водители, и пассажиры?

— Наше главное преимущество – собственные технологии. Люди в Казахстане хотят получать самый быстрый и качественный сервис, это мы и делаем с помощью своих карт, маршрутизации и алгоритмов.
Я уже говорил про то, что технологии не только помогают снизить цену поездки или доставки, но и увеличить заработок водителей. Есть такой показатель – эффективность работы на линии. Это доля времени, которую водитель в течение смены проводит, по сути, с пассажиром в машине, за вычетом ожидания заказа и дороги на заказ. Так вот у обычных такси эта доля – всего 10-20%. Остальное время они проводят, ожидая пассажиров, или зазывая их в людных местах.

Наши технологии распределения заказов растят эффективность до рекордных 60-70%, потому что водитель всегда получает ближайших возможный заказ, едет в зону, где его ждет следующий пассажир, и даже по дороге домой может выполнить пару заказов по пути. То есть водитель использует время очень эффективно, не тратит его впустую.

Мы всегда приветствуем честную конкуренцию и считаем, что на рынок всегда может выйти новый амбициозный игрок. Поэтому, конечно, не прекращаем совершенствовать технологии и придумывать новые интересные предложения для наших пользователей и партнеров.

— Не могу не спросить про антимонопольное расследование, оно длится уже больше года. Слышала, что недавно вы выиграли суд. Что это значит?

— Действительно, суд поддержал нашу позицию. Он отменил приказ, давший начало расследованию АЗРК по Алматы в отношении большей части расследуемого периода. Но вообще мы считаем незаконным проведение расследования за весь период. Поэтому будем и дальше отстаивать эту позицию.

— Вы против подобной проверки в вашу сторону?

— Запросы от регуляторов – абсолютно нормальная мировая практика, позволяют лучше изучить и понять принцип работы рынка, сервиса, бизнес-модели и влияния на экономику. Здесь ровно та же мотивация – АЗРК задает нам вопросы про нашу работу, мы отвечаем максимально подробно. Само проведение расследования не означает, что действия Яндекса что-либо нарушают.

Справка о суде на основании решения (опубликовано 09.01.2023 в открытой базе "Судебный кабинет")

Яндекс Такси обратилось в суд, добиваясь отмены приказа департамента АЗРК по Алматы о начале расследования. Компания считает приказ незаконным, поскольку у ДАЗРК не имелось оснований для проведения расследования. Среди их доводов: ДАЗРК не провел анализ рынка, чтобы выявить доминирующее или монопольное положение компании, определить ее долю; в приказе не указан вид деятельности компании, подлежащий проверке, а дата окончания проверки (которая должна предшествовать расследованию) на момент вынесения приказа еще не наступила.
ДАЗРК считает свои действия законными и обоснованными.
Суд частично признал действия ДАЗРК незаконными и постановил прекратить расследование за 2022 год. При этом расследование за более ранний период пока продолжается.

— В рамках расследования упоминалось, что у вас высокая комиссия для водителей. Не думали ее пересмотреть?

— Сразу скажу, что есть комиссия парков – ее определяют наши партнеры сами. А есть комиссия сервиса. Их не надо смешивать, сейчас речь как раз про вторую.

Наша комиссия – это и есть наш доход. Да, у нас нет своих автомобилей или инфраструктуры для их содержания. У нас другая структура расходов. Самая большая часть – это зарплаты высококвалифицированным разработчикам тех самых умных алгоритмов и микросервисов. Конкуренцию за них мы ведем не столько с казахстанскими или с российскими компаниями, а с Microsoft, Apple, Facebook, потому что языки программирования - интернациональные, а значит охота за нашими "мозгами" ведется на мировом уровне, и финансовая мотивация должна быть на мировом уровне.

Во-вторых, весь наш бизнес связан с огромными вычислительными мощностями – с гигантскими фабриками серверов, дорогостоящих процессоров, суперскоростных каналов связи. Такие фабрики серверов потребляют сотни мегаватт электроэнергии, и это тоже большая часть расходов. А еще это служба поддержки, менеджеры и, команда локализации сервисов – в том числе на казахский язык.
Мы платим налоги в Казахстане, платим за эквайринг, инвестируем в безопасность, страхование и несем еще очень много расходов, которые сложно даже перечислить в одном интервью. Поэтому меня лично очень удивляет, когда мне говорят: "Ну зачем вам деньги? Вы же просто какая-то картинка в мобильном телефоне, давайте вы снизите комиссию".

— А сумма вашего дохода куда уходит? В ваш центральный офис?

— Нет, в Казахстане наш бизнес полностью локализован. Вся наша деятельность в стране идет от локального юридического лица, и предусмотренные законодательством РК налоги уплачиваются в полном объеме. Например, за 2022 мы заплатили налогов 6,2 млрд тенге.

— Но не считаете ли вы, что комиссия ваша в 15% в части городов - это все равно много?

— Реальность в том, что мы не забираем себе такую комиссию. Примерно половину полученных доходов Яндекс возвращает обратно таксопаркам и водителям в виде мотивационных программ. Например, это может быть доплата, если заказ слишком дешевый, или увеличенные субсидии для часа пик, чтобы привлечь на линию больше водителей.

Для таких сервисов, как Яндекс Go, во всем мире рассчитывают так называемую эффективную комиссию (effective take rate). Это именно та сумма, которая остается нам в виде чистого дохода за вычетом указанных выше выплат в адрес партнеров. Так вот сейчас в Казахстане эффективная комиссия у нас по всем городам не превышает 10%, а в Алматы – вообще всего 6%. То есть в Алматы мы больше половины заработанных средств тратим не на себя, а на водителей и партнеров, поддерживая их и увеличивая их заработки. Эту информацию, разумеется, мы передавали в АЗРК в рамках расследований, и все эти цифры можно проверить. Для понимания, у ряда подобных сервисов эффективная комиссия может достигать 25%.

— С комиссией разобрались. Но есть еще момент, который важно обсудить – ваши цены. АЗРК называло это как раз основной причиной, по которой они инициировали расследование – поступали жалобы, цены за одни и те же маршруты выросли. Как вы определяете цены?

— Стоимость поездки по одному и тому же маршруту в разное время действительно может отличаться. Расскажу, почему так.

На итоговую цену поездки влияет множество факторов. Во-первых, это тариф – стоимость 1 км и 1 минуты. Утром в час пик поездка будет дороже, чем ночью, потому что из-за пробок растет время в пути. То же самое – если пошел сильный снег или дождь – машины в потоке едут медленно.
Второе – это число желающих уехать из конкретного района и количество водителей, готовых их отвезти. Опять же, если в городе непогода, то количество заказов драматически растет, потому что люди хотят ехать от двери до двери, а число водителей снижается, потому что не все могут выйти на линию.

В такие моменты есть две стратегии, как сервис может действовать. Можно ничего не делать – и тогда клиенты смогут дождаться машины через пару часов. Пожалуйста, в Казахстане есть такие службы заказа, они имеют право на жизнь. Второй путь – попытаться сбалансировать спрос и предложение, сделать цену выше пропорционально дефициту такси, но за счет этого привлечь на линию больше водителей. Да, уехать по повышенной цене смогут не все, но мы же честно про это предупреждаем – сразу показываем финальную цену поездки. Зато как только на линию выходит больше водителей – коэффициент сам по себе снижается, пока цена не вернется на обычный уровень.

Почему мы считаем, что так правильно? Потому что только так сервис всегда, в любой момент времени, в любой точке города будет доступен, машина при абсолютно любых обстоятельствах приедет за несколько минут и возьмет заказ. Это важнейшее свойство любого сервиса, не только такси. Вы же не будете пользоваться таким сервисом, который сегодня доступен, а завтра как получится?

— Ну, а вы как сервис можете с этим коэффициентом что-то сделать? Может, как-то контролировать, чтобы он меньше и реже появлялся?

— Коэффициент – это вынужденная мера. Если мы будем искусственно его срезать – то значит на линию выйдет меньше водителей, значит коэффициент будет действовать дольше, значит люди дольше будут видеть повышенные цены и отказываться от поездок.
Как раз для того, чтобы сделать такси доступным даже во время высокого спроса, мы и придумываем новые услуги - "Вместе", "Шаттл".

— Как думаете, могут ли местные разработчики создать сильный аналог – приложение для заказа такси? Уже много раз звучали такие мысли и разговоры на разных уровнях.

— Порог входа на рынок, на самом деле, не так уж и высок. Поэтому и создается так много разных приложений. Сильные разработчики, команды, которые верят в свои идеи – это все есть, и я вижу, особенно когда хожу на конференции в Казахстане. Но создать приложение не равно написать код.

Во-первых, надо помнить, что оно должно быть удобным для всех пользователей – и пассажиров, и водителей. Уделять внимание и оффлайновой части – думать о качестве сервиса, как его можно повысить, что еще можно сделать для безопасности. Важно, чтобы водители и пассажиры захотели вами пользоваться.

Во-вторых, есть специфика – нужно быть готовыми, что придется привлекать дополнительные инвестиции, реинвестировать весь свой доход. Международный опыт показывает, что так называемый "райдхейлинг" может годами жить в минусе, не принося ничего – и это нормально. Представьте, наша компания за все годы в Казахстане реинвестировала значительную часть прибыли в развитие рынка, технологии, включая безопасность, комфорт пользователей и водителей. Это десятки миллиардов тенге.

— Что ждет рынок платформенной занятости в Казахстане в целом?

— Рынок перспективный, и что важно – законодательное определение онлайн-сервисов, платформенной занятости, прав таких исполнителей уже в очень активной фазе. И мы, и другие платформы обсуждают это с Минцифрразвития, Минсоцтруда и Комитетом госдоходов, мы вместе занимаемся проработкой программы социального обеспечения людей, которые зарабатывают с помощью онлайн-сервисов.

Профильные ведомства стремятся создать благоприятный климат для развития рынка, учитывая и социальный аспект, и бизнес-интересы. Именно поэтому сюда активно заходят крупнейшие международные онлайн-сервисы, и, думаю, их количество будет только расти.
Казахстан
Следите за новостями zakon.kz в: