Депутатские поправки – во многом ответ на жалобы и обращения казахстанцев. В итоге мажилисмены в ноябре 2023 года инициировали законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам связи, цифровизации и повышения инвестиционного климата сферы информатизации". А на текущей неделе планируют вынести его на второе чтение Мажилиса Парламента РК. Подробнее о законодательных новеллах рассказала руководитель рабочей группы, депутат Мажилиса Екатерина Смышляева.
Starlink
В Казахстане разрабатывается законопроект, официально регламентирующий использование глобальной спутниковой системы беспроводного интернета Starlink и OneWeb. Особенно беспроводной Интернет важен для отдаленных мест, коих в стране много и где доступ ненадежный, а то и вовсе отсутствует.
Кто сможет подключиться к данной сети? Каковы условия подключения? Кто будет устанавливать тарифы? Будут ли защищены персональные данные казахстанцев при использовании подобных сетей? Смогут ли госучреждения подключиться к Starlink? Кто будет контролировать информацию, получаемую казахстанцами через эту систему?
Точно ответить на вопрос, кому и на каких условиях (тарифы) будут оказываться услуги, пока нельзя, – говорит депутат.
"Регулирование работы операторов связи, использующих негеостационарные спутники, вводится в рамках пилотного проекта, согласно Закону РК "О правовых актах", который будет реализовываться в течение 1,5 лет". Екатерина Смышляева
И только затем, исходя из опыта, установят постоянное регулирование.
Пока можно сказать, что детали: по участникам пилота (поставщикам и потребителям), территории реализации, требованиям и т.д. – будут определяться министерством цифрового развития совместно с комитетом национальной безопасности.
"Эта инициатива, как говорится, на вырост, поскольку действующее законодательство необходимо адаптировать под новые технологии, не потеряв при этом важные принципы безопасности. Пока эта адаптация проходит, вырабатываются технические решения, круг участников будет ограничен. В данный момент обсуждается, что первыми в пилотном режиме будут подключены 2000 сельских школ". Екатерина Смышляева
А вообще, использование новых технологий, что не удивительно, меняет отдельные требования к обеспечению национальной безопасности. Это относится и к этому пилотному проекту, и, кстати, информация о нем отражается в Законе РК "О национальной безопасности". Аналогично это распространяется на защиту персональных данных наших граждан.
"Что же касается безопасности личных данных тех, кто использует эти технологии не в рамках пилота и вопреки действующим ограничениям законодательства, так сказать, на свой страх и риск, то здесь, конечно, этот самый риск есть. И его никто с пользователем разделить не сможет". Екатерина Смышляева
Защита от интернет-мошенников
Помимо всего прочего законопроект регламентирует функционирование нового механизма, который призван защищать казахстанцев от интернет-мошенничества. Это фрауд-центр (фрод-мониторинг). Что это? Закрепят ли в законодательстве ответственность операторов сотовой связи, чьи мощности используют в мошеннических целях?
"Система будет представлять собой технологическую платформу, к которой подключат все финансовые организации (банки, микрофинансовые организации), операторы сотовой связи и правоохранительные органы". Екатерина Смышляева
То есть Антифрод-центр должен стать единой площадкой обмена данными о мошеннических операциях и единым координатором противодействия им.
Как это будет работать?
"В режиме реального времени в антифрод-центре будет происходить обмен данными между субъектами финансового рынка по всем операциям, где заподозрят мошеннические схемы. По подозрительным операциям платформа будет автоматически оповещать/предупреждать службу безопасности участников финансового рынка. Также будет анализировать поступившие инциденты и при необходимости перенаправлять информацию в правоохранительные органы и операторам сотовой связи".
"Алгоритм предусматривает формирование и ведение Антифрод-центром соответствующих Списков ("черный", "защитный"), содержащих информацию о лицах, участвовавших в мошеннических действиях, либо в отношении которых имеются подозрения в их совершении". Екатерина Смышляева
В свою очередь, банки будут блокировать все мошеннические и подозрительные операции, а затем, если подозрения подтвердятся – направлять уведомление в антифрод-центр и в правоохранительные органы. При этом банк отправителя денег, по полученным заявлениям от клиента о проведении финансовой транзакции без его согласия, через антифрод-центр будет информировать банк получателя денег о блокировании. Блокировка денег свыше определенного срока (5 дней) будет проходить процедуру обязательного согласования с правоохранительными органами.
"Что касается сотовых операторов, то кроме обмена информацией о признаках мошенничества, роль их будет заключаться в блокировании соответствующих номеров телефона с целью ограничения доступа к финансовым услугам". Екатерина Смышляева
Электронные пломбы
Еще одна новость: в Казахстане собираются ввести "электронные пломбы". Это специальные метки для отслеживания транзитных грузов через территорию РК. Каких затрат и ресурсов потребует новшество, и какие выгоды получит бюджет? И, кстати, смогут ли позже воспользоваться этой системой и отечественные бизнесмены во внутренних грузоперевозках?
"Что такое навигационные пломбы? Это устройства, функционирующие с использованием сигналов и данных навигационных спутниковых систем, обеспечивающих определение местонахождения транспортных средств, – рассказывает депутат. – В реальном времени в информационной системе видно, где находится транспортное средство в данный момент и как проходит его маршрут. Такой мониторинг делает невозможным реализацию криминальных схем, когда на таможне груз оформляется как транзитный, а на самом деле выгружается на территории страны".
"Навигационные пломбы в Казахстане применялись в рамках эксперимента для автомобилей, следующих из Кыргызстана в Россию через Казахстан. За время эксперимента навешано и снято почти семь тысяч пломб". Екатерина Смышляева
Это позволило уменьшить лжетранзит между странами на 98%, безусловно, что существенно пополнило республиканский бюджет. Также за время пилота проведена интеграция информсистем операторов государств-членов ЕАЭС.
Предлагаемый пакет поправок расширяет сферы применения навигационных пломб путем охвата перевозок товаров по всей территории ЕАЭС. Теперь отслеживаться будут как автомобильные, так и железнодорожные грузы".
"Навешивание навигационных пломб и сам мониторинг будет осуществляться нацоператором – Институтом космической техники и технологий". Екатерина Смышляева
Но выгода есть не только для государства, а и длябизнеса:
- не требуется таможенное сопровождение, как один из видов таможенного контроля при транзите;
- не нужен дополнительный досмотр в пути следования, не будет необходимости размещения транспортных средств на СВХ при досмотрах (как правило, досмотр занимает 7-10 дней);
- не понадобиться заранее устанавливать маршрут следования транзитом. В конечном итоге, это снизит затраты на логистику, положительно скажется на стоимости товаров.
"Очень важно, что услуги по применению навигационных пломб на каждое транспортное средство в Казахстане будет оказывать Институт космической техники и технологий МЦРиАП. Система создавалась силами наших разработчиков. Она готова и эксплуатируется, поэтому дополнительные затраты государства в данном случае не предполагаются". Екатерина Смышляева
Что касается возможного использования для внутренних перевозок, то в принципе, этому нет препятствий. Такой подход очень удобен для отслеживания исполнения условий различных контрактов, исполнения биржевых сделок и т. д. Но пока речь о транзите.
Интернет-колодцы передадут акиматам
Следующий момент: передача колодцев с интернет-коммуникациями на баланс местных исполнительных органов. В чем цель данного нововведения, каких проблем это позволит избежать, как это отразится на жизни казахстанцев?
"Когда кабельная канализация находится в частных руках, всегда есть риски монополизации рынка. Нет гарантии, что равный доступ получат все операторы. Это подтверждает тот факт, что рынок малых операторов связи в нашей стране крайне незначителен. Хотя это именно те субъекты рынка, которые заинтересованы в проведении и качественном обслуживании "последней мили". То есть канала связи от магистральной сети к дому абонента.
Если балансодержателем инфраструктуры связи будет государство, то оно обеспечит равных доступ всех предпринимателей и даст им возможность работать. Речь идет о вновь создаваемых каналах, а также тех, что на сегодня являются официально "бесхозными". Конечно, их содержание – это определенные трудовые и материальные затраты, однако для развития городских коммуникаций это очень важное направление".
"Как это скажется на простых гражданах? Появится конкуренция на рынке, будет выбор операторов, вырастет сервис, возможно, снизится цена. Конкурентный рынок – это всегда хорошо для потребителя". Екатерина Смышляева
Для чего необходимо ограничить предельные тарифы на имущественный найм мест для размещения средств связи и опор воздушных линий электропередач для проведения волоконно-оптических линий связи. Как это отразится в конечном счете на тарифах для абонентов?
"Последнее время собственники, оценив безвыходность ситуации по установке антенн, стали серьезно завышать арендную плату. Особенно, когда помещение или территория является единственной возможной точкой для размещения средств связи, например, в жилом массиве. Цены доходят до миллиона тенге за квадратный метр". Екатерина Смышляева
"Все считают при этом, что "наказывают" операторов связи. Но это рынок, и в итоге все равно эти необоснованные траты окажутся в тарифе. Либо антенна не будет установлена, и кто-то не получит качественную связь. Поэтому, предельная плата – это выход. А там, где решение принимается коллегиально, хороший ориентир для обеих сторон договора.
Подобная мера не позволит повышать тарифы абонентов, ссылаясь на высокую стоимость аренды мест размещения средств связи".
Сотовые "белые пятна" в спальных районах
Какие нормы законопроекта предусматривают улучшение качества сотовой связи в городах? Как возможно бороться с устранением "белых пятен" и улучшить качество сотовой связи для абонентов?
"Сегодня в новых микрорайонах застройка идет без учета мест размещения средств связи. Очень часто там негде установить антенно-мачтовые сооружения. Спальные районы в прямом смысле становятся "спальными", потому что там нет связи". Екатерина Смышляева
Чтобы исправить это предлагается следующее:
- вводится система радиопланирования, то есть связь становится частью планов детальных планировок городов, а операторы связи будут согласовывать свои радиочастотные планы с регулятором;
- для расположения антенно-мачтовых сооружений вводится земельный сервитут;
- акиматы получают право строить, содержать и обеспечивать равный доступ к такой инфраструктуре связи (сегодня уже есть примеры, когда все необходимые АМС строятся за счет местного бюджета, а затем сдаются в аренду операторам. Это хорошее решение и в части оперативности, и в части развития конкуренции на рынке связи, ведь доступ к государственным вышкам открыт для всех);
- регулирование работы различных радиоустройств, таких, например, как репитеры или усилители сигнала. (Иногда их массовое и неправильное использование вместо усиления блокирует связь).
"А еще законопроектом предусмотрены регламенты по использованию аппаратуры, блокирующей сигнал сотовой связи в организациях уголовно-исполнительной системы. Мы получаем очень много обращений граждан, которые проживают на близлежащей территории и у них сигнал также блокируется". Екатерина Смышляева
Космический мониторинг
В законопроекте есть нормы по применению данных космического мониторинга для охраны и пользования лесным фондом. Поможет ли это бороться с лесными пожарами, своевременно информировать о них органы по предотвращению ЧС?
Технологии дистанционного зондирования Земли активно применяются в различных отраслях. Но прежде всего они эффективны в процессе мониторинга природных ресурсов. Леса, водные ресурсы, земли, недра.
"Наша страна может гордиться тем, что космомониторинг, в том числе, осуществляет наша отечественная спутниковая группировка". Екатерина Смышляева
"Сейчас данные космического мониторинга, где выявлены факты нарушения законодательства, передаются соответствующим госорганам. Однако из-за отсутствия четких законодательных норм это не является поводом для проведения проверки, даже если снимки имели признаки нарушения законов. Реагирование по нарушениям затягивались, откладывались или вовсе не проводились".
"Приведу несколько отраслевых примеров, говорит депутат. – Незаконная вырубка лесов: с 2018 года выявлены 231 незаконные полигоны рубок, 646 с нарушениями. Причем по годам количество нарушений не уменьшается.
После принятия законопроекта в Лесном кодексе одним из оснований для назначения проверки будут данные космического мониторинга, содержащие признаки нарушений законодательства РК.
Аналогичная норма предусмотрена в Кодексе "О недрах". Это в том числе позволит реализовать поручение Президента по проведению ревизии всех месторождений, определить неиспользуемые месторождения для дальнейшей разработки с привлечением зарубежных и местных инвесторов.
Только по одному пилотному космическому мониторингу операций в ВКО в 2020 году выявлено, что 21 недропользователь осуществляет свою деятельность с нарушениями границ, а 76 недропользователей не осуществляют работы на участках".
"Космомониторинг также позволяет выявлять места размещения отходов производства, несанкционированных свалок. Это сегодня беда всех регионов: во время выездов в регионы мы очень часто слышим именно эту проблему, можно сказать она входит в ТОП. Только в 2023 году их выявлено больше пяти с половиной тысяч". Екатерина Смышляева
Внесение данных космомониторинга в Экологический кодекс как одного из оснований проведения контроля позволит государственным органам оперативно реагировать на эти нарушения.
Льготные тарифы
Для поддержки лиц с инвалидностью, уполномоченный орган в области связи будет устанавливать обязательства операторов связи по предоставлению льготных тарифов. Какая группа лиц подпадает под эту норму? Как это повлияет на поддержку лиц с ограниченными возможностями? Опыт какой страны, возможно, был использован при разработке данной нормы?
"Практика влияния государства на социальные тарифы используется в во многих странах. Где-то это регулирование тарифов, где-то лицензионное обязательство. Ряд стран практикует субсидирование и адресную поддержку для обеспечения доступа людей к сети интернет и качественной связи.
В нашей стране уже сегодня субсидируется стационарная телефонная связь.
"Законопроектом предлагается включить условие предоставления льготного тарифа лицам с инвалидностью в лицензионные обязательства операторов сотовой связи. Это и гарантированные государством доступ к информационным ресурсам, и доступная инфраструктура связи. Льготные тарифы будут распространяться на лиц с инвалидностью всех групп". Екатерина Смышляева
Однако, это не значит, что сотовые операторы не будут предлагать другие социальные тарифы в инициативном порядке. Уже сегодня их спектр достаточно широк, это ведь тоже борьба за абонента. Есть специальные тарифы для пенсионеров, детей и т.д. Они останутся в рамках маркетинговых стратегий операторов связи.
Господдержка инноваций и изобретений
Что будет представлять из себя единое окно Национальной инновационной системы и как это будет работать? Какие инновационные проекты могут претендовать на поддержку? Это рассчитано только для казахстанцев или им смогут воспользоваться и иностранцы? Какие меры контроля реализации инновационных проектов заложены в этом законопроекте? Кто будет отбирать проекты и определять наиболее подходящие?
"Единое окно Национальной инновационной системы" – это информационная система, применение которой позволит обеспечить единый доступ к мерам государственной поддержки по инновационным и научно-техническим проектам. Немаловажно, что единая точка поможет выявить случаи дублирования финансирования одних и тех же проектов из разных источников.
Какие задачи будет выполнять единое окно? ЕО НИС будет:
- являться агрегатором всех мер поддержки инноваций и научно-технической деятельности для облегчения и расширения доступа к государственной поддержке;
- предоставлять платформу для коммуникации бизнеса, науки и инноваций через такие механизмы, как возможность публикации технологических решений (опубликование идей), возможность инновационным проектам откликнуться на опубликованные технологические задачи предприятий и бизнеса (в т.ч. недропользователей), возможность опубликования результатов прикладных научных исследований и различного рода рекомендаций научного сообщества, а также создание и ведение информационной карточки "инноватора", "ученого", "предприятия";
- реализовано обязательство недропользователей по финансированию НИОКР (за счет 1% от ЗНД). Данный функционал позволит сделать реализацию данного механизма прозрачной и более эффективной за счет общественного мониторинга и доступности технологических решений;
- позволит государственным регуляторам отслеживать состояние инновационной системы (выявляя барьеры и проблематику).
"В системе не предусмотрено ограничение инновационных проектов по виду деятельности и сфере применения. То есть фактически любой инновационный проект, касающийся любой сферы экономики и отраслей, может воспользоваться ее функционалом". Екатерина Смышляева
"По поводу того, кто будет отбирать проекты. Информсистема не участвует в процедурах отбора и рассмотрения заявок на данные меры. Это только платформа, через которую меры поддержки реализуются.
Также информсистема не устанавливает ограничения по резидентству команды инновационного проекта, являясь лишь платформой для трансляции действующих мер государственной и негосударственной поддержки. Однако требования могут быть установлены отраслевыми операторами, оказывающими меры государственной поддержки".
"Что касается мер контроля, то в данном законопроекте такая задача не ставилась. Все реализуемые меры поддержки через ЕО НИС имеют каждый свой порядок и процедуру, регламентируемые отдельными нормативным правовыми актами и внутренними документами. Контроль – это функция операторов государственной поддержки". Екатерина Смышляева
Однако в последующем накопленные данные позволят дать общую оценку эффективности государственной инновационной политики. Это важно, потому что средств выделяется много, а вот насколько они правильно используются, большой вопрос.