«Вечная» тема, или Преодоление мифа о биологии как судьбе
Асель Кусаинова
Общественные советы МВД и МКС рекомендовали на должности первых руководителей ДВД и управлений культуры областей назначать женщин.
Общественные советы (ОС) при осуществлении деятельности вправе взаимодействовать друг с другом на условиях равенства и партнерства. В качестве примера такого взаимодействия следует назвать проведение объединенного общественного слушания двух советов - по вопросам деятельности органов внутренних дел и культуры и спорта по теме «Гендерночувствительное общественное сознание и ликвидация насилия по признаку пола». Итоги этого мероприятия комментирует председатель ОС МВД, доктор юридических наук, профессор Марат КОГАМОВ.
- Почему именно эта тема стала предметом общественных слушаний?
- Темы, которые были определены, на уровне ОС ранее не обсуждались. Однако они тесно связаны с ходом реализации Стратегии гендерного равенства в РК на 2006-2016 годы, утвержденной Указом Президента страны 29 ноября 2005 года, для обеспечения выполнения принципов гендерного равенства во всех сферах жизни общества. Фактически мы рассмотрели и приняли дополнительные рекомендации по эффективному выполнению государственными органами разделов 6 и 8 данной стратегии. Надо полагать, здесь накопились проблемы, и ОС сделали попытку приблизиться к их правильному разрешению.
Да, стремление к соблюдению гендерного равенства или выполнению социокультурных норм в общественной и государственной практике главным образом по признаку биологического пола - довольно острая тема, как правило, для всех государств. Причин гендерного неравенства много. Их корни кроются в исторических, гражданских, политических, экономических, социальных, культурных традициях, обычаях и нравах народов. И, по существу, безосновательно сводят на нет активное участие женской половины мира во всех сферах общественной и государственной жизни, главным образом на уровне принятия решений. И это несмотря на тот факт, что, по статистике, в мире женщин по численности ничуть не меньше, чем мужчин, и даже больше, как, например, в Казахстане.
А ведь давно и правильно подмечено: «одна женщина порою сильнее тысячи мужчин» (Вондел), «женский инстинкт стоит прозорливости великих людей» (Бальзак), «женщины способны на все, мужчины - на все остальное» (Анри). Отсюда, зачастую испытывая психологический дискомфорт от неучастия в общественной и государственной жизни, либо погруженные в семейные и иные заботы женщины могут впадать в разные крайности, и такое их состояние выливается в другую серьезную проблему. Многие женщины становятся жертвами бытового и иного насилия, о чем свидетельствует правовая статистика.
- Вернемся к темам вашего мероприятия. К чему сводилась миссия первой и второй тем публичного собрания?
- Если вкратце, то мы еще раз вернулись к обсуждению эффективности существующих и новых методов, которые могут определенным образом сформировать в общественном сознании необходимость выравнивания социальных ролей мужчин и женщин во всех сферах общественной и государственной жизни, искоренить устойчивые и распространенные гендерные стереотипы (суждения, представления) касательно социального мужского и женского поведения, иногда мешающие правильному пониманию роли и назначения мужчин и женщин в обществе, в том числе связанные с идеей превосходства и доминирования, как правило, мужчин над женщинами. Это с одной стороны.
Достойная жизнь людей без насилия, исключение насилия как формы отношений между людьми во всех социальных сферах, включая семью, - это не менее волнующие казахстанское общество вопросы, с другой стороны. Поскольку речь идет о взаимосвязанных темах, то первая больше носила общий характер, касалась состояния гендерной политики в целом по стране, а вторая была ее продолжением и касалась гендерного неравенства на конкретном практическом уровне.
- Каким арсеналом правовых средств сегодня располагает наше государство, что предпринимается в развитии гендерного равенства в Казахстане?
- Если говорить о гендерном законодательстве, то, кроме стратегии и более ранних документов по данной проблематике, мы располагаем уникальным Законом «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин» (2009 год). Целям предотвращения насилия служит принятый в 2009 году Закон «О профилактике бытового насилия». Принципиально также, что Казахстан присоединился к конвенциям ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (1998), «О политических правах женщин» (1999) и «О гражданстве замужней женщины» (1999). Ратифицированы международные пакты о гражданских и политических (2005), а также об экономических, социальных и культурных правах (2005) и другие международные документы универсального характера, имеющие прямое отношение к гендерным вопросам, защите прав и законных интересов женщин в общественной и государственной практике.
В контексте изложенного существуют многочисленные рекомендации неправительственных международных и национальных организаций по обозначенной теме, интересные вопросы поднимают СМИ, которые соответствуют потребностям общества и государства и должны быть приняты во внимание на законодательном и правоприменительном уровнях, а также учтены в деятельности государственных органов власти и управления в центре и в регионах.
- Что зафиксировано в итоговом протоколе ваших общественных слушаний, на чем акцентировано внимание государственных органов страны в области гендерной политики?
- Рекомендаций в нашем решении закреплено достаточно. Все они точечные: либо еще раз актуализируют определенные подходы к этой работе, либо предлагают оптимальные пути их решения.
Например, по первому вопросу группе министерств и акиматам областей рекомендовано, помимо прочего, активно формировать в общественном сознании цивилизованный образ современной женщины, женщины-лидера как полноправного и активного участника всех политических, социальных, культурных, экономических и гражданских процессов, постоянно и последовательно освещать роль женщины в политической жизни страны и в семье. Здесь же тема формирования позитивного отношения к равному представительству мужчин и женщин в органах государственной власти и управления как задача широкомасштабных информационных, просветительских кампаний, направленных на повышение гендерной культуры общества. Нами также актуализированы вопросы развития и расширения ресурсных центров по оказанию профессиональной помощи семьям (ресурсные центры поддержки семьи, кризисные центры для жертв бытового насилия, телефоны доверия и т. п.)
Мы не забыли и сильную половину человечества. К примеру, рекомендовано в целях устранения гендерных разрывов в ожидаемой продолжительности жизни ориентировать деятельность центров ЗОЖ на формирование у мужчин культуры здорового образа жизни и ее значения на социальное самочувствие семьи, а также освобождение от зависимостей табакокурения, употребления наркотических и иных вредных средств и алкоголя.
Не остались без внимания и СМИ. В частности, здесь основной акцент был сделан на выработке комплекса мер по повышению гендерной чувствительности СМИ, в том числе посредством введения в профессиональную подготовку будущих журналистов гендерного образования, оказания содействия в равноправном участии мужчин и женщин в деятельности СМИ, обеспечения их равного представительства при назначении в управленческие и контрольные органы как государственных, так и частных СМИ в центре и регионах.
Ряд адресных актуальных рекомендаций был дан и по второму вопросу. К примеру, предложено обеспечить надлежащую реализацию заключительных замечаний Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин от 10 марта 2014 года по объединенным третьему и четвертому периодическим докладам Казахстана (Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятая 18 декабря 1979 года). В частности, активизировать осуществление имеющихся национальных программ для обеспечения надлежащего распространения текстов Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенции ООН «О политических правах женщин», «О гражданстве замужней женщины», международных пактов о гражданских и политических, об экономических, социальных и культурных правах, других универсальных документов международного характера. Не стоит упускать из виду и общие рекомендации комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин среди должностных лиц государственных органов власти и управления в центре и на местах, парламентариев, судей, юристов, сотрудников правоохранительных органов исключительно с целью повышения уровня информированности о правах женщин в Республике Казахстан и их полноценного обеспечения в ходе профессиональной деятельности.
В этом же ряду принятие конкретных и надлежащих мер для повышения уровня осведомленности женщин об их правах и средствах реализации, включая облегчение доступа к компендиуму правовых договоров ООН по вопросам равноправия мужчин и женщин, опубликованному на веб-сайте Верховного Суда РК и ИПС «Адилет» Министерства юстиции РК.
Мы солидарны и с необходимостью введения всеобъемлющего правового определения дискриминации в отношении женщин в соответствии со статьей 1 Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, охватывающего как прямую, так и косвенную дискриминацию в публичной и частной сферах, в Закон «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин», с запретом такой дискриминации в соответствии с конвенцией и установлением наказания за нее.
Многое в рассматриваемом вопросе зависит от правильного применения законов. Вне всякого сомнения, женщины должны иметь эффективный доступ к правосудию, в том числе на основе предоставления юридической помощи, особенно женщины, принадлежащие к находящимся в неблагоприятном положении группам. Должна находить поддержку по всей стране и деятельность НПО, содействующих доступу женщин к правосудию. Поэтому как никогда важны проведение информационно-просветительских кампаний для ликвидации стигматизации и уничижительных стереотипов, с которыми сталкиваются женщины, добивающиеся правосудия, с одновременной систематической подготовкой судей, прокуроров, следователей, сотрудников органов уголовного преследования и адвокатов по вопросам применения законодательства, запрещающего дискриминацию и насилие в отношении женщин.
- К сожалению, во многих отраслях законодательства, особенно уголовно-правового цикла, сохраняется одинаковая юридическая ответственность мужчин и женщин за совершенные уголовные правонарушения, отсутствуют специальные процедуры судопроизводства по уголовным делам в отношении женщин в незащищенном положении, к тому же находятся осужденные женщины в местах лишения свободы. Что рекомендовано здесь?
- С учетом практики правоприменения на общественных слушаниях было предложено внести необходимые коррективы в Закон «О профилактике бытового насилия» 2009 года и Уголовный кодекс РК с целью наиболее полного охвата ими всех форм насилия в отношении женщин, включая домогательство. Более того, поскольку этого до сих пор нет, рекомендовано законодательно создать и ввести в действие систему комплексного сбора данных обо всех формах насилия в отношении женщин и поощрения подачи заявлений обо всех формах насилия в отношении женщин и девочек, включая бытовое и сексуальное насилие, а также упразднение всех видов посредничества и примирения в делах о насилии в отношении женщин, и многое другое.
Довольно остро нами поставлен вопрос об ускорении достижения реального равноправия женщин и мужчин во всех охваченных конвенцией областях, в том числе там, где женщины недопредставлены, а также о разумном обеспечении 30-процентной доли участия женщин в процессе принятия решений в составе выборных и назначаемых органов во всех областях государственной и общественной жизни. В частности, нами прямо рекомендовано рассмотреть и положительно решить вопрос о выдвижении женщин на должности первых руководителей ДВД и управлений культуры областей страны.
В целом полагаю, что в этой «вечной» теме нельзя «класть все яйца в одну корзину», во всем должна быть мера, как с точки зрения обеспечения равноправия, уважения чести и достоинства мужчин и женщин в обществе, так и с точки зрения их взаимных нравственных обязанностей в семье либо распределения социальных ролей в обществе и государстве.