К вопросу о правовом режиме коммерческих договоров (Шермухаметов Б.Б., судья)

К вопросу о правовом режиме коммерческих договоров

 

По общему правилу правовой режим договора - это правила, требования, предъявленные к самому явлению, но не образующие его, точнее, совокупность правовых требований (положений) установленных в отношении договора, в частности, требований определяющих содержание, форму, порядок заключения, действия и прекращения договора. В отношении определенных групп договоров устанавливаются существенные особенности правового режима договора.

Правовой режим можно подразделить на:

- правовой режим договора вообще;

- правовой режим договора определенного вида;

- правовой режим конкретного договора.

Таким образом, правовой режим договора - это совокупность правовых требований (положений) установленных в отношении договора, в частности, требований определяющих содержание, форму, порядок заключения, действия и прекращения договора.

Также его можно определить как «порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования.

В юридической литературе отмечено, что в силу участия предпринимателей (коммерсантов) в них природа коммерческих договоров - частноправовая. Коммерческие договоры - составная часть всего многообразия частноправовых договоров, имеющих общую со всеми гражданско-правовыми договорами сущность. Само понятие коммерческого договора и его специального режима вытекает из общего легального понятия договора (статья 378 Гражданского кодекса РК, далее - ГК), под которым признается соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, и закреплено в Предпринимательском кодексе РК (далее - ПК) и пункте 4 статьи 8 ГК.

Хотя в казахстанском законодательстве отсутствует четкое различие между общегражданскими и коммерческими договорами, последние можно выделить по таким критериям, как: цель, систематичность, профессионализм, риск и легализованный характер:

1. Коммерческий договор должен быть всегда направлен на удовлетворение экономических потребностей предпринимателей в процессе коммерческой деятельности. Любая коммерческая сделка как сделка предпринимательская совершается с целью извлечения прибыли, поэтому любые договоры, не содержащие условия о возмездности (безвозмездные договоры), такие как дарение или безвозмездное пользование, по этому признаку не могут быть отнесены к разновидности коммерческих договоров. Из круга совершаемых сделок в торговом обороте исключаются сделки по безвозмездной передаче имущества, в том числе, в порядке наследования и реорганизации юридического лица. Особенности коммерческого оборота определяются спецификой сферы обращения товаров, а именно условиями оптового рынка, в отличие от сферы рынка потребления товаров;

2. В коммерческом договоре должно быть наличие хотя бы с одной стороны специального субъекта - торгового предпринимателя. Коммерческие сделки совершаются профессионалами, что позволяет предъявлять к ним повышенные требования, направленные на обеспечение защиты массового и в большинстве своем непрофессионального потребителя от возможных злоупотреблений в условиях рыночных отношений. Признание стороны в договоре профессиональным предпринимателем связано с необходимостью его регистрации в этом качестве в установленном законом порядке. Считается, что любые другие сделки, в которых принимает участие юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, не зарегистрированные в качестве субъектов торговой деятельности, не могут относиться к разряду коммерческих сделок. Предпринимательская деятельность является самостоятельной, она осуществляется субъектами этой деятельности на свой риск, поэтому риски должны покрываться за собственный счет.

3. В отличие от гражданско-правовых сделок, которые в основном представляют собой единичные акты, коммерческие сделки характеризуются множественностью, массовостью и частой повторяемостью их совершения между одними и теми же лицами (торговыми партнерами).

4. Коммерческий договор должен быть возмездным, т.е. должна иметься направленность на получение прибыли. Публичный и профессиональный характер деятельности и ее направленность на извлечение прибыли предопределяют необходимость участия государства в формулировании и поддержке особых условий коммерческих сделок, в определении четких границ свободы договора в целях обеспечения публичных интересов как интересов неопределенного круга лиц. Вместе с тем, следует отличать публичные договоры сервисного характера, определенные императивным требованием законодательства (например, договоры, заключаемые энергоснабжающими организациями, поставщиками коммунальных услуг с физическими лицами-потребителями) от собственно коммерческих. Так, участие в них граждан-потребителей в качестве покупателей исключает публичность коммерческого договора, поскольку физические лица не могут являться в нем стороной.

5. Для коммерческих сделок характерна наибольшая степень свободы сторон в заключении договора и формировании его условий в полной мере действуют основные положения о свободе договора, предусмотренные статьей 380 ГК. В двусторонних коммерческих договорах реализуются предусмотренные этой статьей возможности заключения договоров, не предусмотренных законом, смешанных договоров, содержащих элементы различных договоров

6. Систематичность, профессиональный характер, направленность на извлечение прибыли делают необходимым особое регулирование, направленное на установление повышенных требований к коммерсантам, что выражается либо в установлении дополнительных обязанностей, например, об информировании контрагента о свойствах товара или условиях договора, либо в установлении повышенной ответственности за нарушение договора, либо в недопустимости ее снижения для предпринимательской стороны.

7. В коммерческих договорах используется применение простых форм их заключения, но вместе с тем, с выработкой точных и строгих условий, определяемых правилами публичных договоров и договоров присоединения. Так, обозначение договора или группы договоров как «коммерческих» носит условный характер: он не предусмотрен ГК и иным законодательством, однако обеспечивается дифференцированным (специальным) регулированием обязательств, связанных с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности (статьи 8, 9, 14 ПК).

8. Материальность вещи является обязательным признаком ее как товара. Материальность вещи является обязательным признаком ее как товара. Поэтому к числу коммерческих договоров не могут относиться договоры, материальным предметом которых являются ценные бумаги, например договор купли-продажи акций, договор ренты (статья 517 ГК), договоры на передачу интеллектуальной собственности (например, договор об отчуждении исключительного права на произведение, статья 965 ГК), договоры уступки права требования (франчайзинг, статья 896 ГК, Закон РК от 24 июня 2002 года «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)», а также финансовый лизинг статьи 4, 15 Закона РК от 5 июля 2000 года «О финансовом лизинге»).

В отношении (франчайзинга), следует отметить его двойственность. Так, сторонами договора могут быть только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, то есть граждане. Сторона, предоставляющая комплекс исключительных прав, именуется «комплексный лицензиар», а получатель - «комплексным лицензиатом». Причем под лицензией понимается не то, что указано в Законе Республики Казахстан от 16 мая 2014 года «О разрешениях и уведомлениях», а предпринимательская комплексная лицензия потому, что в пользование передается не одно, а несколько (но не менее двух) исключительных и сопутствующим им прав. Предметом договора комплексной предпринимательской лицензии могут быть исключительные права, принадлежащие правообладателю, такие, как права на фирменное наименование, на коммерческое обозначение правообладателя, на товарный знак, знак обслуживания, охраняемую коммерческую информацию и др.

Особенностью данного вида договора является то, что он исключительно предпринимательский, реализуется только в сфере предпринимательской деятельности, преследующей извлечение прибыли. В этом заключается его сходство с коммерческим договором.

Но, тем не менее, как было указано выше, франчайзинг не относится к числу коммерческих договоров.

Предметом коммерческих договоров также не могут являться объекты недвижимости, потому что коммерческая деятельность осуществляется на оптовых рынках. Государственная регистрация перехода прав на нее и сделок с ней предполагает индивидуальный подход к совершению каждой сделки с каждым отдельным объектом недвижимости, что исключает участие недвижимости в коммерческом обороте. Вещи, прочно связанные с землей, т.е. недвижимые вещи (пункт 1 статьи 117 ГК), не могут выполнять функции товаров в силу того, что сделки с недвижимостью носят разовый характер, и по этой причине недвижимость не может быть объектом оптового рынка, как и воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Существует ряд гражданско-правовых договоров относительно работ, предполагающих возникновение или трансформацию материальных благ, которые необходимы для продвижения товаров на оптовых рынках. К ним относятся маркетинговые исследования товарных рынков, такелажные и технологические работы, в том числе по наладке и настройке товаров, работы по производству рекламной продукции. Однако не все виды работ, предусмотренные ГК, могут быть расценены в качестве коммерческих договоров. В частности, договоры бытового и строительного подряда либо подряда для государственных и коммунальных нужд, научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, разработка новых технологий, непосредственно не связанные с продвижением товара на оптовых рынках.

Как указано выше, коммерческий договор является особой разновидностью договора:

1) имеет особый субъектный состав: его сторонами являются не все лица, а только те, которые занимаются торговой (коммерческой) деятельностью;

2) имеет специальную цель - установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей в сфере торговли либо содействия торговле.

Таким образом, коммерческий договор - это возмездное соглашение двух или нескольких профессиональных предпринимателей, действующих самостоятельно и на свой риск с целью извлечения обоюдной экономической выгоды на оптовых товарных рынках для продвижения товара от производителей к оптовым потребителям.

Все коммерческие договоры делятся на следующие:

1) реализационные;

2) посреднические;

3) договоры, содействующие торговле;

4) организационные.

Реализационные договоры регулируют отношения в сфере доставки товаров от производителей к потребителям для предпринимательских и хозяйственных нужд. К ним относятся договоры:

1) поставки, по которому поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары, покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (статья 458 ГК);

2) оптовой купли-продажи, являющиеся разновидностью договора поставки, при которой субъекты торговой деятельности реализуют товары с торговых объектов и торговых рынков. Ее особенности состоят, прежде всего, в том, что поставщик (продавец) является предпринимателем (подпункт 7) статьи 1 и статья 11 Закона РК о регулировании торговой деятельности), а также в том, что на оптовых рынках обе стороны коммерческого договора действуют с целью извлечения обоюдной выгоды. На розничном же рынке товар используется по своему назначению потребителем для удовлетворения личных нужд в качестве вещи. При этом она теряет свойства товара, выходя из товарного оборота.

Таким образом, объект торговых договоров значительно шире, чем объект договоров коммерческих, и охватывает их;

3) мены, по которым каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой;

4) товарного кредита, по которому предусмотрена обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками;

5) контрактации сельскохозяйственной продукции, по которому производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (статья 478 ГК).

Посреднические договоры регулируют отношения по совершению одним лицом в интересах другого лица действий по поводу товара. К указанным договорам относятся:

1) договор поручения, по которому одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия;

2) договор комиссии, по которому одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

Интересен договор консигнации, широко применяющийся на практике, и, по сути, являющийся комиссионной продажей товара. По договору консигнации продавец (консигнант) поставляет товар на склад комиссионера (консигнатора), который обязан продать товар от своего имени и за счет консигнанта к определенному сроку. Основные условия договора, то есть сроки продажи, цена и объем в реализации товара, поступившего на консигнацию, определяются, если это обусловлено договором, стороной, предоставившей товар. Причем, право собственности на данный товар в течение всего срока договора сохраняется за консигнантом, пока не будет реализован, либо должен быть возвращен обратно за счет консигнанта, если только в договор не было включено условие о безвозвратности определенной части или всего товара. Стороны осуществляют расчеты между собой по мере реализации товара (товаров), окончательные расчеты производятся после реализации поставленного товара.

При этом важно иметь в виду, что срок самой консигнации и срок договора консигнации не тождественные понятия. Срок консигнации - это отрезок времени, в течение которого товар должен быть реализован. Срок же договора указывает на общее время сотрудничества между сторонами.

Напрямую договор консигнации не регулируется отечественным законодательством, в частности, в ГК правила о таких договорах отсутствуют. Так, в чистом виде договор консигнации нельзя отнести к договору купли-продажи, по которому покупатель становится собственником товара с момента передачи ему товара, если иное не предусмотрено договором купли-продажи. Более того, консигнант не обязан возмещать расходы продавцу по исполнению поручения указанного в договоре консигнации, так как консигнатор несет ответственность за сохранность товара. В этой связи договор консигнации больше рассматривают, как договор купли - продажи с отсрочкой платежа или как вариант товарного кредита.

Договорами, содействующими торговле, являются договоры на:

1) создание рекламной продукции;

2) оказание рекламных и информационных услуг;

3) выполнение маркетинговых исследований;

4) хранение товаров, по которому товарный склад (хранитель) обязуется за вознаграждение хранить товары, переданные ему товаровладельцем (поклажедателем), и возвратить эти товары в сохранности.

Организационные договоры имеют своей целью организацию торгового процесса. К ним относятся:

1) договоры органов государственной власти и местного самоуправления с производственными и торговыми фирмами по вопросам организации торговли;

2) договоры исполнительных органов власти о межрегиональных поставках товаров;

3) договоры об исключительной продаже товаров;

4) договоры об организации деятельности по реализации товаров.

 

 

Судья Шермухаметов Б.Б.

Следите за новостями zakon.kz в: