Вмешательство недопустимо (Гульмира Балгожина, судья Семейского городского суда)

Вмешательство недопустимо

 

Гульмира Балгожина,

судья Семейского городского суда

 

Конституция РК предусматривает, что «какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону». То есть фиксируется четкая гарантия того, что ни один государственный орган, должностное лицо либо физическое или юридическое лицо не могут навязывать судье свое видение решения того или иного вопроса, рассматриваемого судом.

Судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции Республики Казахстан и закону. Судьи и суды разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее воздействие на них. Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. По конкретным делам судьи не подотчетны. Вышеперечисленные гарантии независимости судьи установлены Конституцией Республики Казахстан и законом.

Ключевой гарантией самостоятельности судебной власти является принцип независимости судов и судей. В странах, где данный принцип провозглашен конституционно, в том числе и в нашей стране, не могут издаваться нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов.

Согласно Конституционному закону «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» судьи при отправлении правосудия независимы и подчиняются только Конституции и закону. Не допускается принятие законов или иных нормативных правовых актов, ущемляющих статус и независимость судей.

Принцип независимости не является привилегией судей, а является одним из инструментов выражения ответственности перед обществом и гражданином. Такое понимание независимости сформулировано в «Основных принципах независимости судей», принятых VII Конгрессом ООН в 1985 году. В этом документе акцентируется, что независимость судебных органов гарантируется государством и закрепляется в Конституции или других законах страны, и обращается внимание на то, что указанные принципы принимаются для обеспечения провозглашенного во Всеобщей декларации прав человека и закрепленного в Международном пакте о гражданских и политических правах, права всех граждан на справедливое правосудие. Следовательно, борьба за независимость судей - это борьба за права граждан, за защиту конституционного строя, а не борьба за судейские привилегии.

Закрепление принципов независимости судебной власти, несменяемости судьи - это не самоцель, она нужна прежде всего для обеспечения беспристрастности правосудия.

Установленные международными стандартами принципиальные положения, определяющие независимость судебной власти, в целом восприняты казахстанской судебной системой.

Следует отметить, что судебная реформа, проведенная в Казахстане, преследовала две взаимоувязанные цели: с одной стороны - укрепить независимость судей, с другой - повысить требования к их профессиональной и гражданской ответственности.

Но именно вопрос достижения оптимального баланса между независимостью и подконтрольностью судей населению стал самым сложным препятствием на этом пути, поскольку достаточно сложно объективно достичь должного равновесия между данными ценностями. Правила поведения и ответственность судей закреплены в Конституционном законе «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» и в Кодексе о судейской этике.

Правовых рычагов, позволяющих осуществлять контроль судей не только с точки зрения законности их решений и вопросов нарушения присяги, но и с позиций нравственности и морали на сегодня более чем достаточно. Проступки судей всегда рассматриваются строже, случаи коррупции или произвола не остаются безнаказанными.

Согласно конституционному закону основаниями для освобождения судей от должности являются не только грубые нарушения законности при рассмотрении дел, но и нарушения этики поведения, волокита. Независимость судов и строго определенный порядок их деятельности создают четкую правовую базу для защиты прав личности. Закрепление принципа независимости судебной власти и принятие конкретных мер, направленных на его реализацию, необходимо для обеспечения беспристрастности правосудия.

Суды должны уделять особое внимание вопросам независимости судей, принимать меры по недопустимости вмешательства в их деятельность, пресекать попытки контроля за судьями или возложения на них обязанностей, не присущих их полномочиям.

В разделе 7 Конституции подчеркивается независимость суда, а также устанавливаются основные гарантии независимости судьи (запрет вмешательства, свобода судей от подотчетности по конкретному делу, иммунитет, нормы о несовместимости должности судьи с занятием иных должностей). Конституция провозглашает, что судам должно быть обеспечено адекватное финансирование, предполагающее возможность «полной и независимой реализации правосудия».

Под вмешательством в деятельность суда следует понимать любые формы воздействия на судью в целях воспрепятствования осуществлению ими объективного и беспристрастного правосудия по конкретному делу.

К таким видам вмешательства, в частности, могут быть отнесены прямое указание или косвенная просьба со стороны того или иного лица о принятии решения в пользу конкретной стороны судебного процесса, умышленное создание условий, при которых судья вынужден принять определенное решение, и другие подобные действия.

Взятие на контроль дела, находящегося в производстве суда, государственными органами или их должностными лицами следует расценивать как вмешательство в судебную деятельность в целях воспрепятствования осуществлению правосудия.

Судья при осуществлении правосудия должен быть беспристрастным, строго придерживаться принципа состязательности и равноправия сторон. В соответствии с Конституционным законом «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» обращения, заявления и жалобы граждан и организаций, подлежащие рассмотрению в порядке судопроизводства, не могут быть рассмотрены по существу или взяты на контроль никакими другими органами, должностными и иными лицами.

Исходя из этого суды должны оставлять без рассмотрения письменные или устные обращения должностных лиц государственных органов, в которых излагаются рекомендации по поводу разрешения того или иного дела, а в необходимых случаях, кроме того, ставить вопрос о привлечении к ответственности этих лиц. Конституционный закон о судебной системе и статусе судей также запрещает вмешательство любого рода в деятельность судов и предусматривает правовые санкции в случае вмешательства. Казахстанским законодательством предусмотрены административные и уголовные меры ответственности за нарушение принципа невмешательства в отправление правосудия, что является объективным критерием для вынесения справедливого решения суда.

 

 

 

 

Следите за новостями zakon.kz в: