Переговоры по урегулированию участия Казахстана в освоении Карачаганака завершены
Об этом сегодня в Мажилисе РК на правительственном часе рассказал вице-спикер Бактыкожа Измухамбетов, сообщает пресс-служба Мажилиса РК.
Открывая правчас, парламентарий отметил, что нефтегазовая отрасль занимает особое положение в экономике страны и большое значение в ней имеет обеспечение горюче-смазочными материалами. В числе проектов по развитию индустриализации и инфраструктуры большое внимание придано возведению комплекса по глубокой переработке нефти на Атырауском НПЗ, строительству газоперерабатывающего завода на Карачаганакском месторождении, и трубопровода для обеспечения газом центральных регионов и Астаны.
«Карачаганский проект один из крупных, начатых в первые годы обретения республикой независимости. Теперь завершены переговоры по урегулированию государственного участия в освоении проекта», - отметил вице-спикер.
Подробнее об этом рассказал министр нефти и газа Сауат Мынбаев. По его словам, в настоящее время проект находится на стадии - Этап 2М, который характеризуется ежегодными объемами добычи порядка 11 млн. тонн жидких углеводородов и 14-15 млрд. куб.м. газа.Всего с начала реализации проекта по январь 2012 было добыто 114 млн. тонн жидких углеводородов и порядка 136 млрд. м3 газа. С начала реализации проекта по январь 2012 года к разделу продукции поступило порядка 38 млрд. долларов США, из которых подрядчику возмещены инвестиции в размере 17,3 млрд. долларов США.
Чистый доход проекта составил 20,7 млрд. долларов США, из него Республика Казахстан получила порядка 13,2 млрд. долларов США (9,1 млрд. долларов США в виде налогов; 4,1 млрд. долларов США - в виде доли прибыльного углеводородного сырья РК.). Подрядчик получил 7,5 млрд. долларов США.
«Таким образом, после вычета фактически понесенных затрат, доля Казахстана в чистом доходе проекта составляет порядка 64%. Объем извлеченного на сегодняшний день сырья составляет приблизительно 10% от общих расчетных геологических запасов месторождения. Последние 2,5 года Правительство вело переговоры с Карачаганакским Консорциумом по ряду спорных вопросов. 14 декабря 2011 года между Правительством РК и подрядными компаниями по Карачаганакскому проекту было заключено Соглашение об урегулировании спорных вопросов. Согласно указанному соглашению в счет урегулирования спорных вопросов (кроме налоговых и таможенных платежей) подрядчик передаст Казахстану 5% в проекте, другие 5% продаст по цене 1 млрд. долларов США без налогов, даст на эту сумму заем, а также согласует механизм контроля затрат подрядчика по крупным инвестиционным проектам», - рассказал министр.
По его словам, подрядчик в результате реализации Соглашения об урегулировании получит подтверждение стабильности ОСРП, отзыв претензий Казахстана и дополнительную квоту в системе КТК. Для исполнения условий данного Соглашения в проекте дополнений в Республиканский бюджет 2012 года предусмотрены расходы в сумме 2 000 466 165 долл. для оплаты 5% доли участия в проекте и налогов.
«При этом часть выплаченной суммы, а именно 1 000 466 165 долларов США подрядчик сразу вернет в бюджет РК в виде налогов от продажи доли в проекте. На оставшийся 1 млрд. долларов США предоставит заем КМГ. Эти деньги через Самрук-Казыну также будут возвращены в бюджет. В ходе переговоров, как упоминалось ранее, Казахстан также достиг утверждения Механизма контроля затрат (МКЗ), который будет применяться для крупных инвестиционных проектов, стоимостью более 500 млн. долл. Ясно, что есть объективные условия, когда стоимость проекта в ходе реализации может возрасти. Во всех других случаях любые затраты, понесенные сверх согласованной сметы инвест-проекта, Республика Казахстан не будет возмещать. Во всех соглашениях о разделе продукции Республика Казахстан достигла этого впервые», - заявил С.Мынбаев.
В настоящий момент, говорит он, стороны работают над реализацией ряда отлагательных условий Соглашения для полного его завершения (но не позднее 30 июня 2012 г.), касающихся, в основном, необходимости внесения изменений в законодательство. При выполнении сторонами всех отлагательных условий в оговоренные сроки, Соглашение об урегулировании вступит в силу.
«В этом случае 10% доля участия Казахстана в Карачаганакском проекте принесет дополнительный доход в размере от 3,3 до 5 млрд. долларов США в виде денежных потоков (СashFlow) КМГ или от 1,4 до 2 млрд. долларов США в виде дисконтированных денежных потоков (NPV) КМГ в течение 2012 - 2037 годов при прогнозном уровне цены нефти 85 долларов за баррель. При сохранении нынешней цены 110 долларов США за баррель эти суммы понятно больше», - пояснил он.
Также министр обрисовал ситуацию с балансом нефти за 2011 год. «Добыча 80,1 млн.тонн нефти. Импорт 7,1 млн. тонн. Поставка на переработку на отечественные НПЗ - 15 млн. тонн, из них 13,7 млн. тонн на 3 основных НПЗ и 1,3 млн. на мини-НПЗ. Экспорт 71 млн. тонн. Как видите, половина внутреннего потребления обеспечивается за счет импорта нефти, что приводит к определенной зависимости от таких поставок. У нас 3 основных НПЗ: Атырауский, Павлодарский и Шымкентский. Российская нефть поставляется на Павлодарский и частично на Шымекнтский НПЗ. Такова исторически сложившаяся трубопроводная инфраструктура и логистика поставок. Можно ли уйти от этой зависимости и перейти на поставку на наши НПЗ отечественной нефти? Частично такая возможность появилась с вводом в строй казахстанско-китайского нефтепровода. Возможны и ж/д поставки. Но нужно реалистично оценивать все последствия такого шага», - считает он.
По мнению министра, ПНХЗ изначально спроектирован под западно-сибирскую нефть, при использовании отечественной нефти есть вопросы технологического характера. Выход дефицитных светлых нефтепродуктов сократится. Транспортные затраты на доставку отечественной нефти по нефтепроводу и, тем более, по ж/д, будут значительно выше. Потенциальные потери республиканского бюджета составят значительные суммы.
«Экспортные поставки, как вы знаете, облагаются большими налогами, чем поставки на внутренний рынок. Если мы уменьшим наш экспорт на 7 млн. тонн и направим их на внутренний рынок, то наш бюджет недополучит 1,8 млрд. долларов США в год. Российская Федерация, поставляя беспошлинно 7 млн. тонн нефти в Республику Казахстан теряет еще больше, так как там экспортная пошлина выше. Соответственно, в ходе переговоров, Россия настаивала на немедленном прекращении беспошлинных поставок нефти в Казахстан. В итоге мы договорились, что такие поставки будут сохранены до 2014 года. С 2014 года поставки российской нефти в Казахстан будут осуществляться на основе обменных операций (SWAP). Мы получим нефть по нефтепроводу Омск-Павлодар, а эквивалентные объемы казахстанской нефти будем поставлять в Россию по нефтепроводу Атырау-Самара. То есть сейчас, мы не можем влиять на стоимость нефти поставляемой из Российской Федерации, но в любом случае она почти в два раза дешевле, чем цена Брент. А это половина потребляемой в РК нефти», - рассказал он.
Это также означает, отметил С.Мынбаев, чтобез существующих потерь бюджета Казахстан не сможет произвольно понижать цену нефтепродуктов.
«Доля импорта по отдельным видам нефтепродуктов значительна, до 30 % по году, а в отдельные месяцы до 40%. Добавлю, это при том, что наши НПЗ работают на пределе мощностей. При значительной доле импорта, по логике, цена на импортируемые в свободном порядке из России нефтепродукты должна быть у нас выше, чем в России. Тем не менее, хочу сказать, что по факту, цены на нефтепродукты в Казахстане в настоящее время не выше, а по основным позициям ниже российских. Разрыв цен около 20%-30%. Это притом, что по Аи-92 мы импортируем 30% от объемов потребления. Как это возможно без субсидирования? Делается это через разницу в уровне акцизов. У нас они заметно ниже, чем в России», - сказал министр.
Тем не менее, также отметил он, до осени прошлого года их уровень был ниже, чем в России. Это, несмотря на их значительный импорт из России. Последующее повышение было связано с административными ограничениями поставок всех видов светлых нефтепродуктов из РФ.
«У них также на рынке были свои сложности. В этих условиях, было принято решение, все мощности НПЗ максимально направить на выпуск социально значимых нефтепродуктов, в частности бензина Аи-92, дизтоплива. Сокращение предложения привело к повышению цен на виды бензинов, где предельная цена не устанавливается. Но теперь давайте, объективности ради обозначим долю потребления Аи-95, Аи-98 и авиакеросина в общем объеме потребления светлых нефтепродуктов. Это 10%. Причем, если только Аи-95 и Аи-98 - это около 3%. Так вот, получается: на 90% светлых нефтепродуктов в РК цена была и есть ниже, чем в России на 20-30%. И это самые социально-значимые позиции. На 10% светлых нефтепродуктов, включая авиакеросин, которые мы пока вынуждены частично импортировать, цена, ненамного, выше. На этом фоне в 2011 году с Казахстанских НПЗ для СХТП было поставлено в 2011 году 800 тыс. тонн дизтоплива по льготным ценам, которые были ниже предельных и розничных еще процентов на 20. Для социально-производственных объектов республики было поставлено более - 305 тыс. тонн мазута по цене 36,0 тыс. тенге за тонну при минимальной рыночной стоимости 60-70 тыс. тенге. Такие программы будут осуществлены и в этом году», - подытожил С.Мынбаев.
По завершении выступления министра, содоклад на тему правительственного часа сделал председатель Комитета по вопросам экологии и природопользования Александр Милютин. Правительственный час завершился принятием с учетом депутатских поправок соответствующих рекомендаций.