Камеральный контроль упрощенной декларации для субъектов малого бизнеса
Камеральный контроль упрощенной декларации для субъектов малого бизнеса
Одной из задач органов налоговой службы является обеспечение полноты и своевременности поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, сообщает Salykvko.gov.kz.
В целях реализации данной задачи налоговыми органами области на постоянной основе проводится камеральный контроль «Упрощенной декларации для субъектов малого бизнеса», обязательство по представлению которой возникает у налогоплательщиков применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации.
В дальнейшем речь пойдет о понятиях упрощенная декларация, камеральный контроль, так как далеко не каждому приходится сталкиваться с данными понятиями в повседневной жизни.
Так, в соответствии со статьей 12 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», специальный налоговый режим - особый порядок расчетов с бюджетом, устанавливаемый для отдельных категорий налогоплательщиков и предусматривающий применение упрощенного порядка исчисления и уплаты отдельных видов налогов и платы за пользование земельными участками, а также представления налоговой отчетности по ним. Одним из видов является специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации.
Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации применяют индивидуальные предприниматели и юридические лица, соответствующие следующим условиям:
1) для индивидуальных предпринимателей:
предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет двадцать пять человек, включая самого индивидуального предпринимателя;
предельный доход за налоговый период составляет 1400-кратный МРЗП, установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года;
2) для юридических лиц:
предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет пятьдесят человек;
предельный доход за налоговый период составляет 2800-кратный МРЗП, установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года.
На 1 января 2014 г. минимальный размер заработной платы составляет в сумме 19 966 тенге.
Налоговым периодом для Упрощенной декларации является полугодие. В свою очередь, согласно норм статьи 30 Налогового кодекса под налоговым периодом понимается период времени, установленный применительно к отдельным видам налогов и других обязательных платежей в бюджет, по окончании которого определяются объект налогообложения, налоговая база, исчисляются суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащие уплате в бюджет.
Также, необходимо отметить, что до первого января 2014 г. налоговым периодом для Упрощенной декларации считался квартал.
Далее, перейдем к следующему понятию. Камеральный контроль - это контроль, осуществляемый органами налоговой службы на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщика.
Цель камерального контроля - предоставление налогоплательщику права самостоятельного устранения нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, путем постановки на регистрационный учет в налоговых органах и (или) представления налоговой отчетности и (или) уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.
Камеральный контроль проводится путем сопоставления следующих данных, имеющихся в органах налоговой службы, друг с другом:
1) налоговой отчетности;
2) сведений иных государственных органов об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением;
3) сведений, полученных из различных источников информации, по деятельности налогоплательщика.
Данные, указанные в налоговой отчетности сопоставляются также между собой.
Так, камеральный контроль Упрощенной декларации проводимый налоговыми органами Восточно-Казахстанской области осуществляется путем сопоставления суммы дохода с данными органов казначейства по суммам денежных средств полученных в рамках программы государственных закупок, с данными таможенных органов об импортируемых товарах из 3-х стран и экспортируемых в третьи страны, с суммами поставок в адрес других налогоплательщиков, сведения по которым содержатся в приложении к декларации по НДС, с суммами общего оборота указанными в Декларации по НДС, с суммами импорта товаров из стран участников Таможенного союза сведения по которым содержатся в заявлениях, о ввозе товаров представляемых в налоговые органы. Таким образом, анализируются основные источники предполагаемого дохода налогоплательщика.
Наряду с этим, в ходе камерального контроля проводится анализ на соответствие условиям применения специального налогового режима на основе упрощенной декларации в части предельного уровня дохода, количества работников, постановки на учет в качестве плательщика НДС.
В случае выявления отклонений в суммах доходов, налогоплательщику направляется уведомление об устранении нарушений выявленных по результатам камерального контроля. При этом, согласно действующим нормам налогового законодательства у налогоплательщика имеется возможность без каких либо штрафных санкций устранить нарушение путем представления дополнительной налоговой отчетности, либо пояснения в письменном виде в срок 30 рабочих дней со дня получения уведомления.
Налоговыми органами области достигнуты определенные результаты при отработке фактов занижения сумм доходов в Упрощенной декларации. Так, по итогам работы за 9 месяцев 2014 года в результате проведенной работы обеспечено дополнительное поступление в бюджет в сумме более 78,8 млн.тенге.
Например, ИП «А» получил в рамках государственных закупок денежные средства в сумме 16 824,0 тыс. тенге, при этом в Упрощенной декларации за 1-ое полугодие 2014 г. указал нулевой доход. В связи с чем, налогоплательщику направлено уведомление об устранении нарушений выявленных по результатам камерального контроля. Во исполнение уведомления налогоплательщиком представлена налоговая отчетность с видом «дополнительная», где доход указан в сумме 16 824,0 тыс. тенге, общая сумма исчисленных и уплаченных налогов составила 498,7 тыс. тенге.
В данном примере налогоплательщика можно охарактеризовать как неблагонадежного, так как, получив денежные средства из бюджета, указал нулевой доход в Упрощенной декларации.
При этом, следует отметить, что в ходе проводимой работы выявляются такие факты, когда один и тот же налогоплательщик в каждом налоговом периоде допускает нарушение налогового законодательства, в виде занижения доходов и неуплаты налогов.
Таким образом, своевременно проведенный камеральный контроль Упрощенной декларации позволяет выявить нарушения у недобросовестных налогоплательщиков и привлечь к полной уплате соответствующих налогов в бюджет.
Главный специалист УКК
Ануарбекова Н.Е.