Противодействие религиозному экстремизму и терроризму (Д.Турсынов, Прокурор Алакольского района)
Противодействие религиозному экстремизму и терроризму
Д. Турсынов, Прокурор Алакольского района
Сложившаяся ситуация в религиозной сфере современного Казахстана и Центральной Азии, в целом, показала неготовность общества и государства к новым тенденциям развития религиозного фактора в регионе. Причины такого положения исходят и из исторического прошлого, и современной эволюции религиозного сознания в Центрально-Азиатском регионе.
Геополитическое расположение Центральной Азии, в том числе и Казахстана, способствовало локальному формированию религий и религиозного мировоззрения, создавая религиозную и этнокультурную идентичность. Со временем появления независимых государств Центральной Азии началась хаотичная и бесконтрольная самоорганизация религиозных общин Центральной Азии и их интеграция в современные общества, что позволило распространению в регионе множества религиозных течений.
Вследствие данных факторов религия превратилась в политический инструмент различных религиозных и политических групп и сил, содействуя разногласию между светскими институтами государства и религией.
В современном мире идеологическая борьба перешла в политическую плоскость, где религиозные структуры представляют собственные проекты развития государства, как альтернативу действующей системе. Социально-политическая конкуренция проектов в последствие вылилась в конфликт между группами, придерживающихся различных религиозных и догматических основ, идеологии, включая религиозно-экстремистских.
В условиях социально-экономического кризиса часть населения начинает испытывать разочарование в реформаторской деятельности государственных институтов, не способных помочь ему выйти из кризиса. И именно эта часть населения обращается к псевдорелигиозным организациям экстремистского толка.
Религиозный экстремизм - отрицание системы традиционных для общества религиозных ценностей и догматических устоев, а также агрессивная пропаганда «идей», противоречащих им. Во многих, если не во всех, конфессиях можно обнаружить религиозные представления и соответствующие им действия верующих, которые имеют антиобщественный характер, то есть в той или иной степени выражают неприятие светского общества и других религий с позиций того или иного религиозного вероучения. Это проявляется, в частности, в желании и стремлении приверженцев определенной конфессии распространить свои религиозные представления и нормы на все общество.
Основная цель религиозного экстремизма - признание своих религиозных взглядов ведущими и подавление других религиозных мировоззрений через их принуждение к своей системе религиозной веры.
Наиболее ярые экстремисты ставят своей задачей создание отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами общей для всего населения религии. Религиозный экстремизм часто смыкается с религиозным фундаментализмом, суть которого заключена в стремлении воссоздать фундаментальные основы «своей» цивилизации, очистив ее от чуждых новаций и заимствований, вернуть ей «истинный облик».
Каждый человек имеет право на свободу вероисповедания, но неправильное понимание религии может повернуться против человека, деформировать его личность, подавить волю. Противоядием может стать активная разъяснительная работа с молодежью. Эффективность борьбы против религиозно-политического экстремизма во многом зависит от того, насколько последовательно и строго выполняются требования национального закона в части запрещения пропаганды, агитации и деятельности, возбуждающие национальную и религиозную ненависть и вражду, направленную в том числе - на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и безопасности государств и обществ.
Соответственно, достижение стабильности и безопасности в отдельно взятом обществе требует более тщательно продуманной стратегии, зависит от множества, порой, даже самых незначительных факторов, способных нарушить равновесие, а потому - требует постоянного анализа и корректировки. К тому же мировой опыт наглядно свидетельствует, что эффективная борьба с религиозным экстремизмом и его профилактике возможна только при условии тесного взаимодействия и сотрудничества всех государств и обществ мира.
Жизнедеятельность страны, общества и гражданина подчиняется определенным правилам и нормам, закрепленных в правовой системе государства. Это незыблемое условие устойчивого и поступательного прогресса нашей страны. Таким образом, борьба с экстремистскими идеями, независимо появились ли они под влиянием глобализации международных отношений или имеют местные корни, является наиважнейшим вопросом, так как без социального согласия невозможно обеспечить мир и стабильность в обществе.