Сделка на 60 млрд долларов сорвалась: почему Honda и Nissan не смогли договориться

руки, фото - Новости Zakon.kz от 13.02.2025 18:03 Фото: pixabay
В декабре 2024 года японские автогиганты Honda Motor Co и Nissan Motor Co начали переговоры о слиянии, которое должно было создать третьего по величине автопроизводителя в мире после Toyota и Volkswagen, сообщает Zakon.kz.

Стоимость объединенной группы оценивалась в 60 млрд долларов, а совокупные продажи могли достичь 6,5 млн автомобилей в год.

Могли войти в тройку мировых лидеров, но остались конкурентами

Однако уже в феврале 2025 года стало известно, что переговоры провалились. Стороны не смогли согласовать ключевые условия, и вместо полной интеграции компании решили продолжить точечное сотрудничество в отдельных технологических направлениях.

Почему крупнейшее объединение японской автоиндустрии в истории оказалось несостоявшимся? И что теперь ждет Honda и Nissan?

Эксперты выделяют три ключевых фактора, которые помешали слиянию.

Разногласия по структуре объединенной компании

Главный камень преткновения – предложение Honda сделать Nissan своей дочерней компанией. Первоначально обсуждалась модель равноправного партнерства, но Honda со временем изменила позицию, заявив, что эффективнее будет управлять новой структурой из единого центра. Это вызвало жесткое сопротивление Nissan, руководство которого опасалось потери независимости.

Как отмечает аналитик Bloomberg Кадзуо Йошида, для Nissan это было принципиальным моментом:

"Nissan уже прошел через непростые отношения с Renault, и руководство компании не хотело снова оказаться в подчиненном положении. В итоге стороны зашли в тупик".Кадзуо Йошида

Финансовые риски и нестабильность Nissan

Несмотря на общий тренд на консолидацию в автоиндустрии, многие эксперты сомневались в целесообразности слияния. Honda, имеющая устойчивую финансовую базу, рисковала взять на себя проблемы Nissan, который последние годы борется с падением продаж и потерями на ключевых рынках.

Данные о снижении продаж и убытках Nissan на ключевых рынках, таких как США и Китай, были опубликованы в различных авторитетных изданиях. В статье Reuters от 12 февраля 2025 года сообщается, что продолжающиеся финансовые трудности, особенно после недооценки спроса на гибридные автомобили в США, оставили Nissan в более слабой позиции на переговорах о слиянии с Honda.

Associated Press 13 февраля 2025 года отметило, что прибыль Nissan за период с апреля по декабрь значительно снизилась до 5,1 млрд иен (33 млн долларов) по сравнению с 325 млрд иен в предыдущем году. Продажи за тот же период также немного уменьшились до 9,14 трлн иен (59 млрд долларов). Компания прогнозирует годовой убыток в размере 80 млрд иен (519 млн долларов) за текущий финансовый год.

"Ситуация Nissan остается сложной: в 2024 году продажи компании в США упали на 12%, а ее позиции в Европе продолжают слабеть".Эксперт Nikkei Asia Хироши Танака.

При этом Honda не была готова инвестировать значительные средства в реструктуризацию Nissan, что также стало одной из причин разрыва переговоров.

Разные стратегии на будущее

Обе компании признают, что будущее за электромобилями и программными платформами, но их взгляды на развитие этих направлений сильно различаются.

Honda делает ставку на собственные разработки и намерена выпустить серию электромобилей на новой архитектуре к 2026 году. Nissan, в свою очередь, более открыт к партнерствам с внешними технологическими компаниями, включая китайские стартапы и тайваньскую Foxconn.

"Вопрос был не только в деньгах, но и в философии развития. Honda хочет быть независимой, а Nissan ищет гибкость и возможности сотрудничества", – поясняет аналитик JP Morgan Масаки Фурукава.

Какое будущее у Honda и Nissan?

Несмотря на срыв слияния, компании продолжат сотрудничество в точечных направлениях. В частности, Honda, Nissan и Mitsubishi Motors заявили, что объединят усилия в разработке программного обеспечения для автомобилей.

Что это означает:

  • компании смогут снизить расходы на R&D (область научных исследований и развития. – Прим. ред.), работая над унифицированной операционной системой для автомобилей;
  • возможно, в будущем появятся совместные электромобильные платформы;
  • Nissan может продолжить поиск альтернативных партнеров – например, углубить сотрудничество с китайскими и тайваньскими технологическими компаниями;
  • Honda, вероятно, будет развивать собственные технологии и электромобили без новых крупных альянсов. Компания уже заявила о планах вложить 40 млрд долларов в электрификацию к 2030 году.

Другими словами, несостоявшееся слияние Honda и Nissan стало одним из крупнейших провалов в истории японского автопрома. Однако это решение не означает ослабления позиций компаний. Напротив, отказ от слияния позволяет им сохранить стратегическую гибкость, что особенно важно в эпоху стремительных технологических изменений.

Поделитесь новостью
Поделитесь новостью:
Следите за новостями zakon.kz в:
Комментарии (1)
Инабат Ахметова zz 4 месяца назад
Сила в единстве и сотрудничестве!
Ответить
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: