Статистический анализ Закона РК «О зерне» от 19 января 2001 года № 143 (Алеханкызы К., младший научный сотрудник Института законодательства РК)
Статистический
анализ
Закона Республики Казахстан «О зерне»
от 19 января 2001 года № 143
Алеханкызы К.,
младший научный сотрудник отдела
международного законодательства
и сравнительного правоведения
Института законодательства
Республики Казахстан
Предметом настоящего статистического анализа является Закон Республики Казахстан от 19 января 2001 года № 143 «О зерне». Применение статистических и аналитических методов позволили зафиксировать динамику изменений норм данного Закона, а также показать отдельные направления и проблемы в его развитии.
В целом, следует отметить, тенденцию увеличения принимаемых законов, изменяющих и дополняющих Закон «О зерне». Это является характерной особенностью развития законодательства в сфере производства, хранения и реализации зерна, поскольку дальнейший анализ законов, вносящих поправки, указывает на совершенствование значительной части норм Закона и его практического применения.
Закон «О зерне» был принят 19 января 2001 года. Начиная с 2001 года, в период 202 месяцев, изменения и дополнения в Закон внесены 44 законами. Первое изменение в Закон было осуществлено в 2001 году. При этом наибольшее количество поправок в Закон вносились в 2014 г. (подробнее в Диаграмме 1).
Диаграмма 1
Анализ показывает, что максимальное количество изменений/дополнений были внесены на отрезке с 2011 по 2016 гг. При этом пик приходится на 2014 год (Таблица 1).
Таблица 1
Годы |
2001 |
2003 |
2004 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Всего |
Кол-во законов |
1 |
1 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
4 |
5 |
|
Годы |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2018 |
|
|
|
|
||
Кол-во законов |
4 |
6 |
5 |
5 |
1 |
|
|
|
|
44 |
Таким образом, период стабильности Закона «О зерне» в минимальном значении составляет 1день, в максимальном - 727 дней (1 год 11 месяцев 21 день) (Таблица 2).
Таблица 2
|
От 0 до 10 дней |
От 10 дней до 1 мес. |
От 1 до 3 мес. |
От 3 до 6 мес. |
От 6 до 9 мес. |
От 9 до 12 мес. |
Вывод |
2006 |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
2007 |
- |
- |
1 |
1 |
- |
- |
2 |
2008 |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
1 |
2009 |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
1 |
2010 |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
1 |
2011 |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
- |
3 |
2012 |
- |
2 |
- |
2 |
- |
- |
4 |
2013 |
2 |
- |
- |
1 |
- |
- |
3 |
2014 |
- |
1 |
4 |
1 |
- |
- |
6 |
2015 |
- |
1 |
2 |
1 |
- |
- |
4 |
2016 |
2 |
- |
1 |
1 |
- |
- |
4 |
|
5 |
4 |
10 |
10 |
- |
1 |
30 |
Анализируя процентное соотношение периода стабильности за период 2006-2016 годы вышеуказанной таблицы, необходимо отметить наибольший процентный показатель, который составляет 40 % равный периоду до 3 и 6 месяцев и наименьший процент - 4%, который равняется периоду до 12 месяцев (Диаграмма 2).
Коэффициент стабильности равняется 4.5, а коэффициент нестабильности держится на отметке 0.21.
Диаграмма 2
Анализ изменений Закона по месяцам 2011-2016 годов, когда было внесено наибольшее количество поправок, показал, что наибольшее количество законов было принято в январе 2012 г. (3 закона), июле 2011 г. (2 закона), январе 2013 г. (2 закона), январе и апреле 2016 г. (по 2 закона соответственно) (Таблица 3).
Таблица 3
|
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
всего |
Мес. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
2011 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
- |
- |
1 |
- |
- |
4 |
2012 |
3 |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
5 |
2013 |
2 |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
4 |
2014 |
1 |
- |
1 |
- |
1 |
- |
- |
- |
1 |
- |
1 |
1 |
6 |
2015 |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
- |
1 |
5 |
2016 |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
5 |
В ходе анализа стабильности Закона установлено следующее:
- принятие законов с разницей в 1 день (8, 9 апреля 2016 г.);
- принятие законов с разницей в 3 дня (29 декабря 2014 г., 1 января 2015 г.).
Максимальным периодом принятия закона за период 2011-2016 годов составляет 191 день (03 июля 2013 г., 13 января 2014 г.).
Таким образом, Таблица 3 указывает на увеличение количества изменений анализируемого Закона преимущественно в первом полугодии указанных периодов с сокращением периода принятия законов, то есть разницей до 3 дней, что негативно влияет на показатель стабильности Закона.
Информация об измененных/дополненных главах и статьях Закона «О зерне» представлена в Диаграмме 3:
Диаграмма 3
- количество измененных/дополненных статей - 49
- количество статей в первоначальной редакции- 20
- количество исключенных статей - 11
- количество новых дополненных статей - 29
- количество дополненных глав - 2
-количество исключенных глав - 1
Итого: количество статей (в действующей редакции) - 42
Данная диаграмма показывает, что количество статей, в которые вносились изменения и дополнения составляет 49, статьей оставшихся, в первоначальной редакции - 20, исключенных статей - 11, а количество новых дополнительных статей составляет 29, при этом вносились 2 дополненные главы и исключена 1 глава.
Анализ законодательных актов, которыми вносились поправки в Закон, показал, что наиболее часто подвергалась изменениям статья Закона, закрепляющая компетенцию уполномоченного органа, в данном случае это статья 6 «Компетенция уполномоченного органа». В указанную статью было внесено 20 изменений и дополнений 20 законами. За ней следует статья 5 «Компетенция Правительства Республики Казахстан», которая была изменена и дополнена 12 законами. В статью 1 «Основные понятия, используемые в настоящем Законе» были внесены поправки 11 законами и в статью 39 «Зерновая расписка» 8 законами (Таблица 4).
Таблица 4
Статья |
Заголовок статьи |
Кол-во законов |
Изменения внесены 20 законами - 1 статья |
||
«Компетенция уполномоченного органа» |
20 |
|
Изменения внесены более 8 законами - 3 статьи |
||
«Компетенция Правительства Республики Казахстан» |
12 |
|
«Основные понятия, используемые в настоящем Законе» |
11 |
|
«Зерновая расписка» |
8 |
Таким образом, анализ раскрывает статистические данные наиболее подверженных поправкам четырех статей. Необходимо выделить, что основные изменения касались компетенции Правительства и уполномоченного органа в отношении производства, хранения и реализации зерна в Республике Казахстан.
Проводя итоги анализа изменений Закона можно выделить следующие аспекты стабильности Закона:
1. Увеличение внесения поправок, в нормы анализируемого Закона начиная с 2011 года, тем самым снижение уровня стабильности;
2. Поэтапное уменьшение количества осуществляемой компетенции Правительства в отношении производства, хранения и реализации зерна в Республике Казахстан, в том числе сокращение понятийного аппарата Закона.