"Муж напал на меня с ножом": как полицейские Кызылординской области борются с семейным насилием
Особенно это касается тех женщин и детей, в отношении которых проявляется физическое или психологическое насилие. Как в Кызылординской области борются с абьюзом, узнала корреспондент Zakon.kz.
Загнана в угол
В Кызылординском городском управлении полиции есть отдел защиты женщин от насилия. Старший инспектор группы, капитан полиции Айгерим Ерболат рассказывает, что за 9 месяцев 2024 года к ним поступило 1 331 сообщение о семейном насилии. Из них по 72 возбуждены уголовные дела. До июня 2024 года дебоширов штрафовали за умышленное причинение вреда здоровью, легкие телесные повреждения, но сейчас за такие правонарушения заводят уголовные дела.
"Почти 90% бытовых преступлений происходят в домах потерпевших. Поэтому участковые инспекторы каждый день в первую очередь обходят те дома, где уже случались конфликты. Против домашних преступлений бывают еще и регулярные рейды, но в целом контроль постоянный. Если анализировать, то почти все дебоширы были пьяны. Преступления бывают разные – избиения, изнасилования и совершают их не только супруги, но и родственники, или знакомые женщин", – говорит Айгерим Ерболат.
Как рассказывает полицейский, не всегда все эти преступления совершаются в семьях со скромным достатком. Есть по местным меркам богатые семьи, в которых с виду все идеально, но если поговорить с женщиной и детьми, то выясняется, что они угнетены.
"Муж не злоупотребляет алкоголем, хорошо зарабатывает, но супругу насилует, контролирует каждую выданную копейку, высмеивает какие-то качества в супруге. Есть те, кто завел себе любовницу и не скрывает связи с ней, а демонстрирует эти отношения жене. Она молчит, так как загнана в угол – экономически и духовно. Это тоже насилие. И бороться с ним нужно в рамках закона", – говорит Айгерим Ерболат.
Не все женщины могут противостоять этому, так как у всех разные характеры. Влияет и то, в какой семье росла жертва абьюзера. Если отец точно так же относился к ее матери, и та мирилась с таким положением, возможно, для дочери до какого-то момента подобное поведение мужа становится нормой. Вот что рассказывает о своей жизни 40-летняя кызылординка Салтанат Сапарова.
"Муж напал на меня с ножом…"
Кызылординка Салтанат Сапарова (имя и фамилия изменены по просьбе главной героини) 17 лет жила с домашним тираном – он отдалил от нее родственников, подруг и запретил работать. Сам тоже не добился каких-то крупных успехов, и сказать, что хорошо зарабатывал, и семья ни в чем не нуждалась, нельзя. Те пособия, которые семья получала на детей, были чуть ли не главным источником дохода. Супруг еще и часто выпивал.
"За 17 лет жизни с ним не раз думала его бросить, но некуда было идти – своей квартиры не было, а идти к своим родителям с пятью детьми было невозможно. Часто поднимал руку на меня, но я терпела. В последний раз, когда был пьян, напал на меня с ножом, и под руку ему еще попала дочь. Тогда мы с детьми спаслись, выбежав на улицу и вызвав полицию", – рассказывает женщина.
Сейчас семья живет в кризисном центре Кызылорды, где ей оказали необходимую помощь. Душевные раны женщины и ее детей, возможно, затянутся со временем, но сколько еще казахстанских женщин и детей терпят побои и унижения?
"В моем случае о нашем положении знала полиция и принимала меры к моему бывшему супругу. Участковые не раз советовали мне подать на развод, рассказывали, как нужно поступить, куда обращаться, но я сама медлила. За годы жизни с тираном я перестала верить в свои силы, полностью зависела от него. Как я говорила, с родней своей я общалась очень редко, они не были частыми гостями, и я почти не ходила к ним. Но тот случай, когда он напал уже с ножом, стал крайним. Терпение лопнуло", – продолжает Салтанат.
Женщина обратилась в полицию, написала заявление, и ей сразу оказали необходимую помощь.
"Я считаю, что в целом наше общество не должно мириться с насилием в семье, поэтому был принят закон РК, в котором усилена правовая защита и безопасность женщин и детей. Его результатом должно стать улучшение положения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, повышение качества специальных социальных услуг. В итоге должно быть меньше семейных трагедий", – отметила капитан полиции Айгерим Ерболат.
По информации пресс-службы Департамента полиции Кызылординской области, в регионе есть три центра для жертв бытового насилия. Это негосударственные организации, которые занимаются защитой прав и интересов пострадавших женщин.
Специалисты центров оказывают правовую и психологическую помощь обратившимся. Сюда их привозят полицейские. Здесь они могут жить вместе с детьми до 6 месяцев, пока будут искать способы начать новую жизнь. Многие женщины знают об этих центрах, и поэтому далеко не все согласны проживать свою жизнь, прощая мужей-тиранов.